Числа. Чтение, сравнение
1. Цифры – это знаки, при помощи которых записываются числа. Существует всего 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
2. Числа, которые применяются при счёте, называются натуральными. Ряд натуральных чисел можно продолжать бесконечно. Не существует наибольшего натурального числа.
3. Число 0 (нуль) не является натуральным числом.
4. Наименьшее натуральное число – 1 (единица).
5. Нуль и все натуральные числа, называются целыми неотрицательными числами.
6. Числа бывают однозначные (1,2,3,4,5,6,7,8,9), двузначные (10,11,12,… … 97,98,99), многозначные 9трёх -, четырёх -, пяти -, шести и так далее).
7. При записи чисел значение цифры зависит от её места. Она может обозначать единицы, десятки, сотни и т.д. Это десятичная система счисления.
8. Для чтения многозначных чисел их делят, начиная справа по 3 цифры. Эти тройки цифр называются классами.
3 класс - миллионов | 2 класс - тысяч | 1 класс единиц | ||||||
сотни мил-лионов | десят-ки мил-лионов | едини-цы мил-лионов | сотни тысяч | десят-ки тысяч | едини-цы тысяч | сотни | десят-ки | едини-цы |
9 разряд | 8 разряд | 7 разряд | 6 разряд | 5 разряд | 4 разряд | 3 разряд | 2 разряд | 1 разряд |
9. Если в числе отсутствует какой-то разряд, то его запись заменяют 0, если отсутствует какой-то класс, то заменяют тремя нулями.
|
|
10. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых выглядит так: 236591 = 200000+30000+6000+500+90+1
11. Если к названию числа добавляют слово «десяток», то для записи числа надо добавить один ноль. 5 дес. – 50. Если к названию числа добавляют слово «сотня», то для записи числа надо добавить два ноля. 5 сот. – 500. Тысяча – три ноля, десятки тысяч – четыре ноля и т.д.
12. Сравнение многозначных чисел
a. можно проводить по занимаемому месту в натуральном ряду. Например, в ряду чисел 456, 457, 458, 459, 460, 461меньше то, которое стоит левее, больше то, которое стоит правее.
b. по соответствующим разрядам. Больше число, в котором больше разрядных единиц. (23456 больше 6789). Если количество разрядов равно, то сравнивают, начиная с высших разрядов.
c. Чтобы определить полное количество десятков в числе, надо зачеркнуть последний знак (единицы).
d. В числе 6758 – 675 десятков.
Чтобы определить количество сотен, надо зачеркнуть два знака 6758 – 67 сотен
13. Помимо десятичной системы счисления существуют другие системы, у которых каждый знак характеризует только одно число. Примером может служить римская система счисления. В ней при записи числа применяются буквы латинского алфавита.
Для записи целых чисел в римской нумерации используются семь основных чисел:
I = 1
V = 5
X = 10
L = 50
C = 100
D = 500
M = 1000
Примеры записи римских цифр.
1- I
2 – II
3 – III
4 – IV
5 – V
|
|
6 – VI
7 – VII
8 – VIII
9 – IX
10 – X
11 – XI
12 – XII
13 – XIII
14 – XIV
15 – XV
16 – XVII
17 – XVII
18 – XVIII
19 – XIX
20 – XX
21 – XXI
30 – XXX
40 – XL
50 – L
60 – LX
70 – LXX
80 – LXXX
90 – XC
99 - XCIX
100 – C
102 – CII
400 – CD
500 – D
800 - DCCC
900 – CM
Арифметические действия и их свойства.
Сложение
3+5=8
Знак +(плюс), действие- сложение, 3 – первое слагаемое,
5- второе слагаемое, 3+5 - сумма, 8 - значение суммы.
Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.
Вычитание
9-4=5
Знак-(минус), действие - вычитание, 9 - уменьшаемое,
4 - вычитаемое, 9 – 4 - разность, 5- значение разности.
Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.
Умножение.
3•5=15
Знак •или х (умножить), действие- умножение, 3 – первый множитель,5- второй множитель, 3•5 - произведение, 15 - значение произведения.
Если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель.
Деление.
20:4 = 5
Знак (:) - разделить, действие деление.
20 – делимое, 4 – делитель, 20:4 это частное, 20 – значение частного
Если делимое разделить на частное, то получится делитель.
Если частное умножить на делитель, то получится делимое.
1. Сложение, вычитание, умножение и деление – это арифметические действия. Им соответствуют знаки «+», «-», «▪», «:».
2. Сложение и вычитание – взаимообратные действия, поэтому сложение проверятся вычитанием, а вычитание проверяется сложением.
3. Умножение и деление – взаимообратные действия, поэтому умножение проверяется делением, а деление умножением.
4. Сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением. 8+8+8+8+8+8+8 = 8▪7
5. Умножение одинаковых множителей можно заменить степенью (Квадрат – 2 и куб – 3) 9▪9 = 92, 5▪5▪5 = 53
6. Чтобы посчитать чему равен квадрат или куб числа, надо записать его в виде умножения одинаковых множителей.
72 = 7▪7 63 = 6▪6▪6
Свойства и законы арифметических действий.
1. Переместительный закон сложения. От перестановки слагаемых, значение суммы не меняется. a + b = b + a
2. Переместительный закон умножения. От перестановки множителей, значение произведения не меняется a ▪ b = b ▪ a
3. Сочетательный закон сложения. Для того, чтобы к сумме двух чисел прибавить третье, можно к первому числу прибавить значение суммы второго и третьего числа. или Два соседних слагаемых можно заменить их суммой.
(a + b) + c = a + (b + c) = b + (a + c)
4. Сочетательный закон умножения Для того, чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на значение произведения первого и третьего числа или Два соседних множителя можно заменить их произведением. (a ▪ b) ▪ c = a ▪ (b ▪ c) = b ▪ (a ▪ c)
5. Распределительный закон умножения, относительно сложения. Для того, чтобы умножить сумму на число, надо это число умножить на каждое слагаемое, а произведения сложить. (a + b) ▪ c = a ▪ c + b ▪ c
6. Распределительный закон умножения относительно вычитания. Для того, чтобы умножить разность на число, надо это число умножить на каждое число в скобках и из первого произведения вычесть второе. ( a - b) ▪ c = a ▪ c - b ▪ c
7. Вынос числа за скобки. Используя распределительное свойство умножения, можно вынести общий множитель за скобки. a ▪ c + b ▪ c = c ▪ (a + b) или. a ▪ c - b ▪ c = c ▪ (a - b)
Свойства арифметических действий.
Свойства 0 (нуля)
1. Если числу прибавить или из числа вычесть ноль, то получится тоже самое число.
2. Если вычесть число из такого же числа, то получится 0
3. Если любое число умножить на 0, то получится 0
4. Если 0 разделить на любое число, то получится 0
5. Делить на 0 – нельзя!
Свойства 1 (единицы)
1. Прибавить к числу единицу – значит назвать следующее число (последующее)
2. Вычесть из числа единицу – значит назвать предыдущее число.
|
|
3. Если число умножить или разделить на единицу, то получится то же самое число.
4. Если число разделить на само себя, то получится единица.
Действия над числами.
1. При сложении и вычитании многозначных чисел, а так же при записи столбиком, необходимо единицы писать под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и т.д. и складывать или вычитать единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями и т.д.
2. Все вычисления начинаются с единиц.
3. Если при сложении какого-либо разряда получается двузначное число, то в результат записывают единицы этого числа, а десятки переходят в следующий разряд.
4. Если при вычитании недостаточно единиц какого-либо разряда, то занимаем в большем разряде.
5. Если многозначные числа оканчиваются нулями, то при записи столбиком примеров на умножение, нули не учитываются. После выполнения вычислений их все дописывают в конце результата.
6. Если при делении делимое меньше делителя, то частное равно 0, а делитель переходит в остаток.
7. При делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
Выражения.
Выражения бывают числовые и буквенные.
1. Числовые выражения записываются с помощью чисел, знаков действий и скобок. Чтобы найти значение выражения, достаточно выполнить указанные действия.
2. Буквенные выражения записываются с помощью букв, чисел, знаков действий и скобок. Для того, чтобы найти значение буквенного выражения, необходимо подставить в выражение числовое значение буквы, а затем выполнить необходимые действия.
3. Для правильного чтения выражения определяют действие, которое должно быть выполнено последним. В выражении 45 + 56: 8, последним выполняют сложение. Поэтому читают так: «Сумма числа 45 и частного 56 и 8»
4. При вычислении буквенного выражения, если это возможно, сначала упрощают выражение, применяя переместительные, сочетательные и распределительный законы.