К вопросу социализации обучащихся с легкоумственной отсталостью (инетеллектуальными нарушениями)

Самсонова Алена Владимировна

студентка 2 курса специального (дефектологического) образования

Абибуллаева Лилия Шевкетовна

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

г. Симферополь, Россия

Аннотация: Данная статья рассматривает адаптированную основную общеобразовательную программу образования (ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Проанализированы методы и приемы, используемые педагогами, при помощи которых можно получить положительные результаты в социализации обучающихся с легкоумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Ключевые слова: Адаптированная основная общеобразовательная программа, умственная отсталость, дифференцированный подход, целевой раздел, обучающийся. интеллектуальные нарушения

 

В настоящее время происходят значительные изменения в различных сферах жизни, которые вызваны различными эндогенными (мутации, эндокринные заболевания, возраст родителей) и/или психогенными (физические, химические, биологические) факторами. Всегда существовала проблема, которая остается актуальной - проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Существует множество образовательных программ, которые помогают развивать познавательную активность, творческие способности, речь и кругозор подростков. Одной из таких программ является адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которой Б.П. Пузанов описывает особый подход к детям с теми или иными задержками психического развития. Целью данной статьи является рассмотреть образовательную программу по Б.П. Пузанову.

В современных работах по дидактике, отмечается, что обучение является неотъемлемой функцией общества для всех народов и на все времена. Общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Антропова Т.С рассуждает о том, что процесс социализации — это необходимость формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью. [1]

 Актуальность этой темы обусловлена несколькими важными задачами:

1) процесс социальной адаптации детей с умственной отсталостью, преодоления ее трудности;

2) необходимостью формирования социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью;

3) развитием идеи полноценного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей. Эта идея отражена в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В учебном пособии Б.П. Пузанова, можно рассмотреть в части об основах дидактики профессионально-трудового обучения, раскрывающиеся тему дидактических систем и их развитие, а также примерную адаптивную основу общеобразовательной программы. [2, 32 с]

Пузанов Б.П. отмечал в своем исследовании что социум образовательного пространства позволяет осуществлять подготовку обучаемых к жизни, к трудовой деятельности в обществе. Экологически чистые принципы построения образовательного пространства создают комфортные условия развития личности. Социологическое образовательное пространство сохраняет и развивает физическое, психическое здоровье детей и подростков; создает условия для интеллектуального, эмоционального и личностного развития в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей. Условия функционирования такого образовательного пространства объективно соответствуют индивидуально-возрастными особенностями каждого ребенка. Эти условия направлены на преодоление отчуждения от собственного «Я», общества и природы, на реализацию идеи сохранения и приумножения достоинства человека. Жизнедеятельность детей и подростков протекает не только в стенах детского сада и школы, но и за их пределами во внеклассной и внешкольной деятельности. В данной модели педагогическому коллективу отводится место проводника, осуществляющего взаимосвязь между процессом развития (взросления) детей, подростков и социосредой, по формированию человека-гражданина, нацеленного на совершенствование общества.

АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), описанная в учебном пособии, представляет из себя общеобразовательную программу, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. [2,37]

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (ПрАООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП разработана на кафедре Специальное (дефектологическое) образование факультета Клиническая и специальная психология (декан - профессор Ю.А. Костенкова) ГБОУ Московского городского психолого-педагогического университета. АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Дифференцированный подход к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал.

- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;

- принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

- онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

 - принцип учета особенностей психического развития разных групп, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП образовательной организацией (далее - Организация), а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП образования;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:

- программу формирования базовых учебных действий;

- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП организацией и включает:

- учебный план;

- систему специальных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта (далее - Стандарта) организация может создавать два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (варианты 1 и 2).

Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения.

В структуре планируемых результатов программы ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом[2,41]:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам

других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).

Таким образом, данная программа имеет множество важных факторов и выполняет ряд поставленных нами задач, а именно:

1) Адаптация детей с умственной отсталостью в социальной сфере;

2) Формирование социальных умений как основы успешного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью;

3) развитие идеи полноценного включения в социум детей с тяжёлой умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей.

Список используемой литературы:

1) Антропова, Т. С. Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа / Т. С. Антропова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 265-269. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53769/

2) Обучение и воспитание детей с интелектуальными нарушениями под ред. Профессора Б.В. Пузанов, издв-во Владос, М-2013

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: