В таблице перечислены всевозможные техники пед. воздействия при нарушении дисциплины.
Пожалуйста, поставьте возле каждого одно из следующих обозначений:
* прием уже используется мной,
П прием, который кажется мне приемлемым для моего класса (для меня)
? прием, который нужно обдумать
- прием не приемлем для меня
ü прием, который я хочу попробовать
Мотив | Стратегия | Техники | ||
Цель - привлечение внимания | Минимизация внимания на плохое поведение | НЕ СМОТРЯ в глаза, игнорируйте демонстративное поведение. Становитесь рядом, Обнимайте, гладьте ребенка, Положите руку на голову, возьмите за руку, Посадите на колени. Вставляете имя ученика, в текст, объясняя урок, Посылайте секретный знак, Посылайте письменные замечания, Используйте «Я - высказывания» | ||
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения, доведите до предела демонстративную выходку, Весь класс присоединяется к выходке, «Разрешенная квота» | |||
Делайте неожиданности! | Выключите свет, Издайте музыкальный звук, Говорите тихим голосом, Измените голос, Говорите со стеной, портретом, Временно прекратите вести урок | |||
Отвлекайте ребенка | Задавайте прямые вопросы, Попросите об одолжении, Измените деятельность | |||
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения | Благодарите учеников, Пишите благодарности и грамоты | |||
Пересаживайте учеников | Меняйте учеников местами, «Стул размышлений» | |||
Цель – власть и месть
| Ищите «изящный уход» | Признайте власть ученика, Уберите зрителей, Перенесите обсуждение вопроса, Озадачивайте учеников, Делайте благодарственные записи. Соглашайтесь с учеником, Меняйте тему | ||
Используйте удаление (при угрозе жизни и имуществу) | Удаление, не выходя из класса, Удаление в другой класс, Удаление в специальное помещение, Изоляция в кабинет школьной администрации | |||
Устанавливайте санкции и логические последствия: Связаны, Соразмерны, Созидательны (для личности, для окружения) | Лишение или отлагательство права заниматься чем-то, Лишение или отлагательство права пользования предметами, Лишение доступа в различные помещения школы, Прекращения (на время) взаимодействия с другими учениками, Требование встречи с администрацией школы, Требование встречи с родителями, Требование встречи с милицией, Возмещение убытков (ремонт испорченных вещей), Возвращение на место вещей, Замена на равноценные | |||
Цель – избегание неудачи | Изменить методы объяснения | Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков, Учить за раз чему-то одному | ||
Ввести дополнительные методы обучения | Дополнительная помощь от учителя, Помощь компетентных взрослых, Ученики-репетиторы (ровесники или старшие), Классы коррекции | |||
Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь и о себе | Ищите два «плюса» на каждый «минус», Декларации «Я могу» перед выполнением задания | |||
Делать ошибки нормальным и нужным явлением | Рассказывайте об ошибках и способах их исправлении, Показывайте ценность ошибки как попытки, Минимизируйте последствия от сделанных ошибок | |||
Формировать веру в успех | Подчеркивайте любые улучшения, Объявляйте о любых вкладах, Раскрывайте сильные стороны учеников, Демонстрируйте веру в ребенка, Признавайте трудность ваших заданий, Ограничивайте время Ваших заданий | |||
Конкретизировать внимание ученика на уже достигнутых в прошлом успехах | Анализируйте прошлый успех, Повторяйте и закрепляйте успех | |||
Делайте процесс обучения ощутимым | Альбомы достижений, Рассказы о вчера, сегодня, завтра | |||
Отмечать достижения | Аплодисменты, Награды, медали, звезды, наклейки, Выставки, Самопризнание |
|
|
Мотив поведения: Привлечение внимания
Формы поведения | Природа поведения | Реакции учителя | Реакции ученика | Положительные стороны | Профилактика |
Активная: Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. | 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». | Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. | Прекращают выходку, но только на короткое время. | Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. | Уделять много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются. |
Меры педагогического воздействия при активном нарушении дисциплины, направленном на привлечение внимания.
1. Минимизация внимания. Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать.
2. Зрительный контакт. Этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (безосуждения) - это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.
3. Нахождение рядом. Физическое приближение - другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.
4. Имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
5. «Секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен ребёнку. Из опыта: «Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» - спросила я. «Это означает, что игра окончена», - ответил Боря».
|
|
6. Письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.
7. «Я-высказывания», которые состоят из 3х частей. Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…» Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…» Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»
8. «Абсурд». Доведите до абсурда демонстративную выходку. Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном - никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.
9. «Разрешенная квота». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.
10. Неожиданный поступок. (Свести на улыбку, юмор; выключить свет; изменить манеру речи и т.д)
11. Отвлечение внимания («А что ты думаешь об этой физической проблеме?», «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!»)
12. «Стул размышлений». Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».
13. Хорошие примеры. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения, благодарите учеников.