При проявлении скрытых мотивах «плохого» поведения

В таблице перечислены всевозможные техники пед. воздействия при нарушении дисциплины.

Пожалуйста, поставьте возле каждого одно из следующих обозначений:

 

* прием уже используется мной,

П прием, который кажется мне приемлемым для моего класса (для меня)

? прием, который нужно обдумать

- прием не приемлем для меня

ü   прием, который я хочу попробовать

 

 

Мотив Стратегия Техники

Цель - привлечение внимания

Минимизация внимания на плохое поведение НЕ СМОТРЯ в глаза, игнорируйте демонстративное поведение. Становитесь рядом, Обнимайте, гладьте ребенка, Положите руку на голову, возьмите за руку, Посадите на колени.   Вставляете имя ученика, в текст, объясняя урок, Посылайте секретный знак, Посылайте письменные замечания, Используйте «Я - высказывания»
Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения, доведите до предела демонстративную выходку, Весь класс присоединяется к выходке, «Разрешенная квота»
Делайте неожиданности! Выключите свет, Издайте музыкальный звук, Говорите тихим голосом, Измените голос, Говорите со стеной, портретом, Временно прекратите вести урок
Отвлекайте ребенка Задавайте прямые вопросы, Попросите об одолжении, Измените деятельность
Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения Благодарите учеников, Пишите благодарности и грамоты
Пересаживайте учеников Меняйте учеников местами, «Стул размышлений»

Цель – власть и месть

Ищите «изящный уход» Признайте власть ученика, Уберите зрителей, Перенесите обсуждение вопроса, Озадачивайте учеников, Делайте благодарственные записи. Соглашайтесь с учеником, Меняйте тему
Используйте удаление (при угрозе жизни и имуществу) Удаление, не выходя из класса, Удаление в другой класс, Удаление в специальное помещение, Изоляция в кабинет школьной администрации
Устанавливайте санкции и логические последствия: Связаны, Соразмерны, Созидательны (для личности, для окружения)   Лишение или отлагательство права заниматься чем-то, Лишение или отлагательство права пользования предметами, Лишение доступа в различные помещения школы, Прекращения (на время) взаимодействия с другими учениками, Требование встречи с администрацией школы, Требование встречи с родителями, Требование встречи с милицией, Возмещение убытков (ремонт испорченных вещей), Возвращение на место вещей, Замена на равноценные

Цель – избегание неудачи

Изменить методы объяснения Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков, Учить за раз чему-то одному
Ввести дополнительные методы обучения Дополнительная помощь от учителя, Помощь компетентных взрослых, Ученики-репетиторы (ровесники или старшие), Классы коррекции
Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь и о себе Ищите два «плюса» на каждый «минус», Декларации «Я могу» перед выполнением задания
Делать ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках и способах их исправлении, Показывайте ценность ошибки как попытки, Минимизируйте последствия от сделанных ошибок
Формировать веру в успех Подчеркивайте любые улучшения, Объявляйте о любых вкладах, Раскрывайте сильные стороны учеников, Демонстрируйте веру в ребенка, Признавайте трудность ваших заданий, Ограничивайте время Ваших заданий
Конкретизировать внимание ученика на уже достигнутых в прошлом успехах Анализируйте прошлый успех, Повторяйте и закрепляйте успех
Делайте процесс обучения ощутимым Альбомы достижений, Рассказы о вчера, сегодня, завтра
Отмечать достижения Аплодисменты, Награды, медали, звезды, наклейки, Выставки, Самопризнание

 

Мотив поведения: Привлечение внимания

Формы поведения Природа поведения Реакции учителя Реакции ученика Положительные стороны Профилактика
Активная: Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. 1. Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Прекращают выходку, но только на короткое время. Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Уделять много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В два, три, десять раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое! Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются.

 

Меры педагогического воздействия при активном нарушении дисциплины, направленном на привлечение внимания.

1. Минимизация внимания. Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать.

2. Зрительный контакт. Этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (безосуждения) - это все внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.

3. Нахождение рядом. Физическое приближение - другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

4. Имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.

5. «Секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен ребёнку. Из опыта: «Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» - спросила я. «Это означает, что игра окончена», - ответил Боря».

6. Письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.

7. «Я-высказывания», которые состоят из 3х частей. Часть 1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения…» Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…» Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…»

8. «Абсурд». Доведите до абсурда демонстративную выходку. Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После первой сотни плевков они уже мечтали только об одном - никогда больше не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.

9. «Разрешенная квота». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.

10. Неожиданный поступок. (Свести на улыбку, юмор; выключить свет; изменить манеру речи и т.д)

11. Отвлечение внимания («А что ты думаешь об этой физической проблеме?», «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!»)

12. «Стул размышлений». Этот стул — место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

13. Хорошие примеры. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения, благодарите учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: