Законодательная власть

Говоря о законодательной власти, необходимо, прежде всего, рассмотреть, что такое власть вообще.

Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддержании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Следовательно, власть – явление социальное.
Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами, общностями и др.). Власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Они являются субъектом и объектом властеотношения.
В-третьих, власть воплощается (материализуется) в определенных учреждениях и институтах. Вне своих органов власть не в состоянии реализовать свои функции.
В-четвертых, воля властвующего требует оформления в виде социальных норм. Они – обязательное условие и средство функционирования власти.
В-пятых, власть – это интеллектуально-волевой процесс, т. е проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.

Законодательная власть – ветвь власти государства, занимающейся разработкой и принятием законодательных актов, которые регулируют общественные отношения, контролирует и распределяет бюджет государства.

Но­си­те­ля­ми законодательной власти обыч­но яв­ля­ют­ся общегосударственные и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны – парламенты, из­ред­ка – так­же пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ме­ст­но­го самоуправле­ния, пре­имущественно го­род­ско­го. Во мно­гих стра­нах законодательную власть мо­гут осу­ще­ст­в­лять из­би­ра­те­ли по­сред­ст­вом народного го­ло­со­ва­ния – ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательная власть пар­ла­мен­тов мо­жет быть не­ог­ра­ни­чен­ной, относитель­но ог­ра­ни­чен­ной и аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ной. Не­ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там обыч­но в уни­тар­ных государ­ст­вах, где законодательная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но центральным пар­ла­мен­том. От­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там в фе­де­ра­ци­ях и так называемых регионализо­ван­ных го­су­дар­ст­вах (например, в Ита­лии), а так­же в го­су­дар­ст­вах, пе­ре­дав­ших часть сво­их су­ве­рен­ных прав над­на­цио­наль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ям (например, Ев­ропейскому сою­зу). Аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть име­ет ме­сто в стра­нах, где кон­сти­ту­ци­ей жё­ст­ко огра­ни­че­на сфе­ра законодательной власти (например, во Фран­ции и ря­де стран, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную сис­те­му), – от­но­ше­ния, не перечис­лен­ные в Ос­нов­ном за­ко­не, счи­та­ют­ся не во­шед­ши­ми в законодательную власть; они вхо­дят в сфе­ру рег­ла­мен­тар­ной вла­сти, осущест­в­ляе­мой ис­пол­нительной вет­вью. При этом ус­та­нов­ле­на пре­зумп­ция ком­пе­тен­ции ис­пол­нительной вла­сти.

В России законодательная власть представляется двухпалатным Федеральным собранием, в которые входят Государственная Дума и Совет Федерации.





Палаты Федерального собрания

Государственная Дума (нижняя палата)
Формирование: Состоит из 450 депутатов, избирае­мых всем населением страны сро­ком на 5 лет. Депутатом может быть избран гражданин РФ, достиг­ший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Все 450 депутатов избираются по федераль­ным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.

Совет Федерации (верхняя палата)
Формирование: В него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один пред­ставитель от законодательного и один — от исполнительного органа власти. Общее число членов Совета Федерации составляет 170 (исходя из 85 субъектов РФ). Порядок формирования Совета Фе­дерации регулируется федераль­ным законодательством.

Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

1. Для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

2. Для заслушивания посланий Конституционного суда Российской Федерации;

3. Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Также Конституция предусматривает совместное собрание членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы для приведения к присяге президента РФ.

 



Источники

1. Морозова Л.А. Теория государства и права. – Режим доступа: http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/Teoriya-gosu..

2. Артамонов А.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации (теоретические аспекты). Монография. - Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2014. – Режим доступа: https://rostov.rpa-mu.ru/Media/rostov/Obuchauschimsia..

3. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в РФ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zakonodate..

4. Стра­шун Б.А. Законодательная власть.- Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/zakonodatielnaia_vlast

5. Федеральное собрание.- Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Федеральное_собрание

 

    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: