Генерализованный пародонтит, начальная степень, стадия ремиссии

- десна соответствует понятию «здоровая»: бледно-розового цвета, плотно охватывает шейки зубов

- незначительные наддесневые зубные отложения (в основном, в области нижних фронтальных зубов)

- зубы неподвижны

- нет травматической окклюзии

- в альвеолярной кости не выявляются признаки активного деструктивного процесса.

1 - степень тяжести, стадия ремиссии:

- десна соответствует понятию "здоровая": бледно-розового цвета, плотно охватывает шейку зуба или корень вблизи шейки;

- незначительные наддесневые зубные отложения;

- зубы неподвижны;

- нет травматической окклюзии;

- в кости не определяются признаки активного деструктивного процесса.

2 - степень тяжести, стадия ремиссии:

- десна соответствует понятию "здоровая": бледно-розового цвета, плотно прилежит к корню зуба

- незначительные наддесневые зубные отложения

- зубы неподвижны

- нет травматической окклюзии

- в кости не определяются признаки активного деструктивного процесса.

3 - степень тяжести, стадия ремиссии:

- десна соответствует понятию "здоровая": бледно-розового цвета, плотно прилежит к корням зубов

- незначительные наддесневые зубные отложения

- характерно зияние межзубных промежутков, оголение корней зубов

- зубы неподвижны

- нет травматической окклюзии

- в кости нет признаков активного деструктивного процесса.

3.Ортопедические методы в комплексном лечении больных с патологией пародонта. Задачи ортопедического лечения.

Ортопедическое лечение:

Шинирование зубов с помощью несъемных конструкций

Шинированиес помощью съемных конструкций

Комбинированные виды шинирования.

Задачи ортопедического лечения:

• объединение в единый блок всех зубов каждой челюсти;

• равномерное распределение всех компонентов жевательного давления на пародонт оставшихся зубов;

• устранение дополнительной нагрузки на пародонт зубов, граничащих с дефектом;

• восстановление целостности зубного ряда и функции жевания во всех функционально ориентированных группах зубов.

Больных с заболеваниями пародонта и нарушением непрерывности зубных рядов следует разделить на 2 группы. К первой относят больных с включенными, ко второй - с одноили двусторонними концевыми дефектами. При расположении дефекта в переднем отделе зубного ряда протезирование может осуществляться с помощью мостовидных протезов, фиксированных на коронках. При большом дефекте в переднем отделе оставшиеся боковые зубы шинируют несъемными шинами, а дефект замещают съемным протезом.

При малых и средних одно- и двусторонних включенных боковых дефектах шинирование осуществляют мостовидными протезами, укрепленными на коронках с учетом функциональных возможностей опорных зубов. Края коронок не должны заходить под десну, оставляя открытым десневой карман для медикаментозной и хирургической терапии. Целесообразно изготовление экватор-ных коронок в боковых участках зубных рядов.

4.Временные шины, применяемые при лечении генерализованного пародонтита.

Метод временного шинирования Шина — приспособление для иммобилизации (полной неподвижности или значительно уменьшенной подвижности) группы зубов или всего зубного ряда. Метод используют в развившейся стадии генерализованного и очагового хронического пародонтита, реже в период обострения при начальной стадии. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. Временное шинирование позволяет устранить травматическое воздействие патологической подвижности и функции жевания, т. е. устранить один из патогенетических механизмов, поддерживающих гемодинамические нарушения при пародонтите. Шина обеспечивает равномерное распределение сил жевательного давления между пародонтом зубов, включенных в шину, создает покой пораженным тканям и способствует повышению эффективности патогенетической и симптоматической терапии. Исходя из сосудисто-биомеханической гипотезы, применение временной шины позволяет разорвать патогенетическую цепь воспаление — кровоснабжение — дистрофия — функция жевания, что способствует улучшению трофики тканей пародонта, снятию воспалительного процесса. Учитывая, что воспаление пародонта увеличивает патологическую подвижность, которая в свою очередь при функции жевания усиливает застойные явления в тканях, не сняв воспалительных явлений, применив комплекс лечебных средств, в том числе и шины, невозможно правильно решать вопрос о сохранении или удалении подвижных зубов. Недопустимо проведение гингивотомии и гингивэктомии без предварительного изготовления временной шины. Временные шины должны соответствовать следующим требованиям: 1) надежно фиксировать все зубы, легко накладываться и сниматься с зубных рядов; 2) равномерно перераспределять жевательное давление на опорные зубы и замещать дефект зубных рядов; 3) при фиксации на зубных рядах не препятствовать лекарственной терапии и хирургическому лечению; 4) не травмировать слизистую оболочку десны; 5) отличаться простотой изготовления. При генерализованном пародонте в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым иммобилизацию по дуге. При очаговом пародонтите протяженность шины обусловлена локализацией поражения и взаимоотношением его с зубами, у которых пародонт не поражен: шина обязательно должна включать в блок зубы с непораженным пародонтом. Временные шины изготавливают из пластмассы, которую можно армировать для прочности металлической проволокой. Различают капповые шины, оральные и вестибулооральные многозвеньевые (рис. 164). Капповые шины охватывают окклюзионную часть коронок зубов, и их применение связано с завышением окклюзионной высоты. Шину-каппу фиксируют на зубной ряд при помощи репина, дентола, дентина. В случаях, когда по клиническим показаниям нежелательно завышение окклюзионной высоты, можно пользоваться методом шинирования с применением оральной многозвеньевой шины, фиксируемой с помощью медицинского цианакрилатного клея марки МК-6; МК-9 (см. рис. 164, б). Шину изготавливают на гипсовой модели из быстротвердеющей пластмассы. Она располагается по границе от режущего края или перехода жевательной поверхности в язычную, нижняя граница не доходит до десневого края на 2—3 мм. Применение шин из быстротвердеющих пластмасс, изготавливаемых непосредственно на зубном ряде, нежелательно, так как снятие ее представляет большие трудности.


5.Постоянные шины, применяемые при лечении генерализованного пародонтита при сохраненном зубном ряде, конструктивные особенности шин Эльбрехта и Копейкина.

Особенности применения постоянных шин при сохраненных зубных рядах и дефектах зубного ряда

Ортопедическое лечение генерализованного пародонтита при сохраненных зубных рядах имеет свои особенности в зависимости от степени тяжести заболевания.

При легкой степени, когда дистрофический процесс захватывает менее 1/4 длины стенки лунки, происходит незначительное снижение резервных сил зубного ряда. Шинирование при таком

состоянии зубочелюстной системы не показано. Рекомендовано местное и общеукрепляющее лечение, а также избирательное пришлифовывание зубов (по показаниям).

При атрофии более 1/4 длины стенки лунки зуба уменьшаются резервные силы пародонта, увеличивается патологическая подвижность зубов. В этом случае перед врачом-ортопедом стоят следующие задачи:

•добиться перераспределения жевательного давления, приходящегося на отдельные зубы и на весь зубной ряд;

•объединить в блок все зубы каждой челюсти с учетом состояния зубов-антагонистов;

•устранить патологическую подвижность;

•предупредить смещение зубов.

Применяемые шины должны обеспечить иммобилизацию по дуге, а по возможности - в сочетании с парасагиттальной стабилизацией.

При лечении генерализованного пародонтита средней и тяжелой степени применяют цельнолитые съемные шины, состоящие из единой системы различных модификаций опорно-удерживающих и многозвеньевых кламмеров с вестибулярными когтевидными отростками. При конструировании таких шин следует целенаправленно использовать модификации кламмеров системы Ney с целью уменьшения действия травмирующих компонентов жевательного давления на пародонт отдельного зуба. Ортопедическое лечение должно устранить действие на зубы горизонтальных, а также перераспределить вертикальные компоненты жевательного давления. Для этого в конструкцию съемных шин необходимо включить литые элементы, перекрывающие окклюзионную поверхность зубов (например, шина Эльбрехта с окклюзионными накладками). Возможно применение сочетанного шинирования - несъемного и съемного.

При атрофии более 1/2 длины стенки лунки зуба хороший эффект дает применение несъемных шин в сочетании со съемными, которые обеспечивают парасагиттальную стабилизацию и перераспределение вертикального компонента жевательного давления.

К несъемным шинам относятся: экваторные, колпачковые шины, интердентальная шина Копейкина, шина Мамлока (цельнолитые вкладки со штифтами), цельнолитые коронки, облицованные композитными материалами. Элементами соединения между звеньями передних и боковых зубов служат аттачмены,

кламмеры Роуча и др. При лечении пародонтитов применяют шины типа "Ме-рилендсистем" и ее варианты (Попов Н., 1984; Копейкин В.Н., 1988). Это несъемные шины (фиксируются на зубах с помощью композитных материалов), представляющие собой расширенный оральный многозвеньевой кламмер с системой окклюзионных накладок, перекидных элементов и вестибулярных ког-тевидных отростков.

При генерализованном пародонтите, осложненном частичной потерей зубов, ортопедическое лечение затруднено в связи со снижением или полным отсутствием резервных сил пародонта зубов и нарушением силовых взаимоотношений между зубными рядами. Применяемые при этом шины-

протезы должны сбалансировать распределение жевательного давления между отдельными зубами или их функционально ориентированными группами на каждой из челюстей и равномерно перераспределить жевательное давление с базиса протеза на оставшиеся зубы.

6.Клинико-лабораторные этапы изготовления съемных цельнолитых шин.

Изготовление цельнолитых съемных шин складывается из следующих этапов:

1 — изучение диагностических моделей челюстей;

2 — сошлифовывание участков поверхностей зубов для расположения ок-клюзионных частей шин и опорно-удерживающих кламмеров;

3 — получение оттисков и рабочих моделей, определение центральной окклюзии;

4 — изучение рабочей модели в параллелометре, определение клинического экватора и выбор пути введения шины или шины-протеза;

5 — планирование конструкции шины и нанесение рисунка ее каркаса на гипсовую модель;

6 — подготовка модели к дублированию и получение огнеупорной модели;

7 — воспроизведение рисунка каркаса шины на огнеупорной модели;

8 — моделировка каркаса шины;

9 — создание литниковой системы;

10 — нанесение огнеупорного покрытия, получение литейной формы, про
цесс литья;

11 — отделка каркаса шины и припасовка на супергипсовой модели;

12 — проверка каркаса шины в полости рта;

13 — окончательная отделка и полировка шины;

14 — наложение шины на зубной ряд.

Этапы 6–11 и 13 выполняются зубным техником, этапы 5, 7 — врачом или врачом совместно с зубным техником.

 

 

7.Клинико-лабораторные этапы изготовления съемных цельнолитых шин –протезов (бюгельных протезов с кламмерной фиксацией).

После обследования больного на диагностические модели наносят ориентировочный рисунок съемной шины. Рисунок шинирующих элементов (вид кламмера) выбирают, исходя из клинических данных и необходимости не только объединить зубы в единый блок, но и снять травмирующее действие горизонтальных и вертикальных компонентов жевательного давления, воздействующего на каждый зуб и функционально ориентированные группы зубов. Сложив модели в центральной окклюзии, определяют место расположения ок-клюзионных накладок, перемычек, соединяющих оральные и вестибулярные части шины, перекидных элементов кламмеров. При отсутствии места на модели красным карандашом отмечают участки, подлежащие сошлифовыванию. Если не создать места для окклюзионных элементов, перекидных элементов кламмеров, то последние будут очень тонкими и со временем сломаются или будут нарушать окклюзию зубных рядов.

Сошлифовывают участки бугров зубов-антагонистов, контактирующих с зоной, где будет проходить перекидной элемент. Когда этого недостаточно, сошлифовывают зону перехода жевательных поверхностей зубов в аппрокси-мальную. На моделях отмечают зону снятия режущих краев при изготовлении литой каппы на переднюю группу зубов. По намеченным участкам сошлифовы-вают слой эмали и контролируют его величину при окклюзионных движениях нижней челюсти. Толщина перемычек должна быть не менее 1 мм, ширина — до 1,5 мм. Чем длиннее плечо кламмера, тем толще его окклюзионная часть. После сошлифовывания твердых тканей зубов получают оттиски и рабочие модели.

При изготовлении съемной цельнолитой шины, как и шинирующего бюгель-ного протеза, для беспрепятственного наложения и сохранения шинирующих свойств всех элементов необходимо определить путь введения и наложения шины на зубной ряд, а также зоны для расположения стабилизирующей и ретенционной частей кламмеров. В клинике из-за наклона зубов линия клинического экватора не совпадает с анатомическим экватором зуба. Если зуб наклонен орально, то линия клинического экватора с язычной стороны смещается к окклюзионной поверхности, а с вестибулярной — опускается к десневому краю. Аналогичное положение наблюдается при том или ином наклоне модели. Наклоняя модель, можно изменить ось наклона зуба, а следовательно, расположение наибольшей выпуклости по отношению к вертикальной плоскости.

Рассмотрев вопрос об изменении клинического экватора, необходимо остановиться на определении общей клинической экваторной линии зубного ряда или, как ее еще называют, общей экваторной линии.

 

8.Клинико-лабораторные этапы изготовления съемных цельнолитых шин –протезов (бюгельных протезов с замковой, балочной и телескопической фиксацией).

Изготовление схемных протезов с телескопи­ческой системой фиксации включает следующее клинические и лабораторные этапы:

1. препариро­вание опорных зубов под внутренние коронки;

2. снятие слепков, получение рабочих моделей;

3. лабораторное изготовление внутренних коронок;

4. припасовка и фиксация внутренних коронок во рту больного;

5. получение рабочих слепков для наруж­ных коронок;

6. лабораторное изготовление наруж­ных коронок;

7. припасовка наружных коронок во рту больного;

8. снятие слепков для изготовления съемных протезов;

9. определение центральной окклюзии;

10. проверка восковой композиции съем­ных зубных протезов с искусственными зубами;

11. припасовка и наложение готового протеза.

Первая — внутренняя коронка готовится в фор­ме «наперстка» в зуботехнической лаборатории без восстановления анатомической формы зуба. При­пасовывают во рту, фиксируют цементом. После затвердевания цемента снимают слепок для изго­товления второй — наружной телескопической ко­ронки.

Моделировку наружной коронки проводят таким образом, чтобы по отношению к внутренней коронке образовался зазор в 0,5 мм с вестибуляр­ной, оральной и апроксимальной поверхностей и 1 мм по жевательной поверхности. В пришеечной области наружная коронка должна плотно приле­гать к внутренней

К телескопическим системам следует отнести и балочную или штанговую фиксацию съемных проте­зов. Такая фиксация наиболее целесообразна при больших дефектахIIIкласса. На опорные зубы изготавливают коронки, к которым припаивают штанги. Впервые такую конструкцию предложил Вайсер (1911).

Эта конструкция включает в себя опорную несъемную часть в виде коронок или надкорневых колпачков, между которыми имеется штанга или балка (патрица); соответственно в базисе распола­гается металлическая контрштанга (матрица), точ­но повторяющая форму штанги.

Для укрепления в пластмассе к покрывной пла­стинке припаивают проволочные ответвления. За­рубежные фирмы выпускают пластмассовые и ме­таллические заготовки телескопических штанг с квадратным, элипсовидным и каплевидным сечением. Такие штанги хорошо фиксируют про­тез при всех жевательных движениях и, кроме того, осуществляют надежную стабилизацию опорных зубов. Благодаря балке зубы объединяются в еди­ный блок, что делает их более устойчивыми к жевательному давлению.

9.Непосредственное протезирование

Особенности протезирования больных с дефектами зубного ряда при пародонтозе и пародонтитах. К особенностям клинической картины пародонта, осложненной потерей зубов, следует отнести появление дополнительной функциональной нагрузки, обусловленной уменьшением числа зубов. Большое значение для развития болезни в этих условиях имеет количество утраченных зубов, расположение дефекта, вид прикуса, степень атрофии альвеолярной части. При утрате боковых зубов передние получают дополнительную нагрузку. В связи с этим увеличивается подвижность зубов, верхние резцы и клыки веерообразно расходятся, выдвигаясь вперед, промежутки между ними увеличиваются, уменьшается межальвеолярная высота, и как следствие уменьшается нижняя треть лица. Одновременно изменяется положение нижней головки нижней челюсти в суставной ямке, возникает опасность функциональной перегрузки сустава. Все указанные особенности течения пародонтоза и пародонтита при частичной потере зубов определяют характер ортопедической терапии. Она заключается в шинировании сохранившихся зубов и протезировании дефекта. Пациентов с заболеваниями пародонта и нарушением непрерывности зубных рядов модно разделить на три группы. К первой группе относятся больные с включенными, ко второй - с концевыми (односторонними и двусторонними) дефектами зубной дуги; третью группу составляют больные с множественными дефектами и небольшими (по 2-3) группами зубов. При расположении дефекта в переднем отделе зубного ряда протезирование осуществляется при помощи различных видов мостовидных протезов. Опорами являются оставшиеся зубы. Мостовидный протез является шиной. Если дефект большой (потеря клыков, премоляров), оставшиеся корневые зубы шинируют несъемной шиной, а дефект замещают съемным протезом. При односторонних и двусторонних включенных дефектах, образующихся при удалении 1-2 моляров и премоляров, шинирование осуществляется мостовидными протезами, опорными элементами которых являются экваторные и полные коронки. Понижение высоты тела мостовидного протеза ведет к уменьшению площади спайки его с коронкой, что вызывает поломку протезов. В этих случаях применяют литые конструкции или малые седловидные протезы с кламмерами на зубы, блокированные несъемными шинами. Мостовидные протезы противопоказаны, если дистально расположенный зуб подвижен. Для этого применяют шинирование дуговым протезом с непрерывным кламмером и когтевидными отростками при подвижности передних зубов. Съемные шинирующие протезы показаны при больших включенных дефектах, значительном поражении пародонта или отсутствии достаточно прочной дистальной опоры. Применяют дуговой протез, который позволяет осуществить поперечную стабилизацию. Передняя группа зубов шинируется несъемными шинами. При большой подвижности зубов шинирование может быть усилено путем включения в нижний дуговой протез многозвеньевого кламмера, благодаря чему передние зубы получают дополнительную поддержку с язычной стороны. Можно создать и круговую фиксацию. Для этого многозвеньевой кламмер снабжают когтевидными отростками. Лучшая круговая фиксация достигается при взаимном сочетании несъемных шин и шинирующего съемного протеза. Шинирование остаточного зубного ряда возможно тремя способами: несъемными шинами, шинирующими приспособлениями, включенными в конструкцию съемного протеза и путем комбинации этих способов. Конструкция несъемной шины зависит от положения шинированных зубов. Предпочтение отдается шинам, покрывающим окклюзионную поверхность. При пародонтопатиях, осложненных концевыми (односторонними или двусторонними) дефектами, протезирование производится съемными протезами. Показания к применению определяются величиной дефекта, состоянием пародонта сохранившихся зубов, выраженностью альвеолярных отростков и твердого неба. При комбинированных дефектах протезированию предшествует шинирование каждой группы зубов несъемными протезами. Дистально расположенные зубы блокируют экваторными, а зубы, видимые при улыбке - комбинированными коронками. Границы протезов у таких больных должны быть максимально полными, чтобы с одной стороны, сделать протез устойчивым, а с другой - разгрузить оставшиеся зубы путем передачи давления на небе и беззубые альвеолярные части. Правильно подобранный и проведенный комплекс ортопедических вмешательств, направленный не только на восстановление дефектов зубного ряда, но и на надежную стабилизацию оставшихся зубов, способствует нормализации окклюзионных нагрузок, трофики пародонта и репаративным процессам в его тканях, повышая тем самым эффективность лечения заболеваний пародонта.
 

10.Возможные ошибки ортопедического лечения у больных с генерализованным пародонтитом.



Возможные ошибки

• Неполноценное обследование.

• Неточный и неполный диагноз.

• Ошибки при планировании лечения и проведении подготовительных мероприятий.

 

• Ошибки при проведении ортопедического лечения:

- ИП зубов без учёта их анатомической формы и положения;

- ИП зубов без учёта защитных и опорных бугров;

- изготовление шин и шин-протезов без учёта функциональных и резервных возможностей опорных зубов;

- изготовление временных съёмных шинирующих лечебных аппаратов, препятствующих терапевтическим, хирургическим и физиотерапевтическим вмешательствам;

- изготовление постоянных шин и шин-протезов без учёта наличия и тяжести соматической патологии;

- неправильное формирование окклюзионной поверхности постоянных шинирующих зубных протезов.

• Невыполнение пациентом рекомендаций врача.

Возможные осложнения

• Травматический пульпит после ИП зубов, проведённого без соблюдения правил этапности и точной диагностики.

• Перегрузка пародонта зубов вследствие неправильного выбора конструкции шинирующего протеза (без учёта функциональных и резервных возможностей опорных зубов).

• Дисфункция ВНЧС из-за неправильного формирования окклю-зионной поверхности постоянных шинирующих протезов.

• Обострение пародонтита при обострении соматического заболевания.

ПРОГНОЗ

При правильно проведённом комплексном лечении и строгом соблюдении всех профилактических мероприятий функция зубоче-люстной системы, в том числе тканей пародонта, восстанавливается на длительный срок.

Степень восстановления утраченной функции зависит от тяжести течения пародонтита и соматической патологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: