Составляющие инновационного процесса: поиск и разработка новой идеи, экспериментальная апробация, распространение и использование

Тема 5. Внедрение социальных инноваций как технология

1. Понятия «новаторство» и «инновация».

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Новаторство — это открытие новых путей, инициирование внедрения идей, способствующих преобразованию и усовершенствованию процесса в разных отраслях деятельности. Новаторство связано с непрерывным движением, является подходом, способным изменить реальность.

Новаторство – процесс разработки и введения соц. инноваций.

2. Проектирование технологий как инновационная деятельность специалиста социальной работы.

Проектирование инновационных технологий в социальной сфере определяется прежде всего необходимостью использования приемов и методов инновационной деятельности, в результате которой рождаются и получают свое воплощение новые научно-практические идеи, подходы, инициативы. При этом происходят позитивные качественные изменения в различных сферах общественной жизни, что приводит к рациональному использованию материальных, духовных, социальных и других ресурсов.


Технология формирования здорового образа жизни работников

Здоровьесберегающие технологии приобретают все большее значение в социальной работе с персоналом организации. Состояние здоровья современного работника имеет тенденцию к ухудшению.

В целях полноценного использования инструментов социальной работы при формировании, сохранении и развитии человеческих ресурсов организации данная технология приобретает чрезвычайную значимость.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой совокупность форм, средств, методов, которые направлены на достижение оптимальных результатов в поддержании физического, психического, нравственного и социального благополучия работника.

На сегодняшний день особенно актуальна технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма (ортобиоза, в пер. с лат. - разумного образа жизни), хотя в социальной работе с персоналом в российских организациях данная технология еще малоизвестна.

Ортобиотика (греч., от orthos - правильный, прямой и bion - жить) - наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Базируется на принципах рационального образа жизни и труда, гармонизации человека и окружающей природы.

Этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.


Составляющие инновационного процесса: поиск и разработка новой идеи, экспериментальная апробация, распространение и использование.

. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, составляющими которой являются: поиск и разработка новой идеи, ее экспериментальная апробация, распространение и использование.

Период от возникновения идеи до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может быть разной в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. В социальной работе к таким факторам, в первую очередь, относят социально-экономические (острый дефицит финансирования нововведения, недостаток профессионально подготовленных кадров, возможность сокращения рабочих мест и т.д.) и психологические (недостаточная информированность о сути и цели инновации, отношение к новшествам как кратковременной кампании, неверие в результативность инновации, консерватизм мышления, привычка «держаться за старое», отсутствие творческого подхода к решению насущных проблем). Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и прочих мероприятий, которые в своей совокупности и приводят к тем или иным инновациям. В инновационном процессе, как и любом другом, есть начало, процедура и результат. Начальный этап инновационного процесса в учреждении социального обслуживания включает зарождение и разработку нововведения. В содержание работы на данном этапе входит сбор информации о состоянии дел в учреждении, анализ деятельности коллектива, формирование у сотрудников представления об «исходном» состоянии развития учреждения на момент исследования; вычленение проблем, требующих первоочередного решения; разработка вариантов решения обозначенных проблем с целью определения наиболее перспективного пути развития. Формами работы являются анализ литературы, документов, SWOT-анализ, составление перечня проблем, интервью, анкетирование, метод Дельфи и т.д. Эту работу, в первую очередь, осуществляет администрация учреждения вместе с методистом и рабочей группой, в их обязанности входит изучение и анализ работы структурных подразделений учреждения, разработка критериев и показателей оценки эффективности их деятельности. Результатом аналитической работы могут быть социальный паспорт учреждения; перечень насущных проблем, волнующих коллектив, и факторов, препятствующих их оптимальному решению. Начальный этап инновационного процесса также предполагает осуществление проектной деятельности. На этапе проектирования могут проводиться организационно-деятельностные игры, «круглые столы», «мозговые атаки» и т.д., в 4 процессе которых генерируются и обсуждаются идеи, создается своего рода «банк» идей, предлагаются пути дальнейшего развития учреждения. Результатом реализации этих мыслительных действий является понимание и осознание сотрудниками необходимости вносить определенные изменения в их деятельность, обновления содержания, форм и методов работы с получателями социальных услуг. Следующий этап в инновационном процессе – процедурный (этап освоения нововведения). Данный этап предусматривает апробацию нового на практике; анализ результатов пробной деятельности, их осмысление, определение последующих действий. Апробирование инновации предполагает первоначальное применение нововведения, осуществление его сначала на отдельно взятом объекте (отдельном участке работы) в течение непродолжительного времени. Цель пробной деятельности в данном случае – изучение эффективности реализации какой-либо идеи, лежащей в основе инновации, в определенных условиях. Составной частью процедурного этапа является фаза оценки результатов апробирования нововведения. Это исходный пункт для его дальнейшего развития, основа для его распространения и внедрения. С помощью определенных критериев и показателей оцениваются затраты, эффективность и продуктивность. Если результаты апробирования положительные, наступает фаза распространения (диффузии) и внедрения нововведения. Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам членам социальной системы во времени. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Форма и скорость этого информационного процесса зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. В практике социального обслуживания распространение нововведения возможно путем рекламирования в СМИ, в сети Интернет, наглядного оформления на стендах в самих учреждениях; обмена опытом на конференциях и семинарах; участия в профессиональных конкурсах и представления его сути; опубликования материалов в печатной продукции и др.

Если нововведение состоялось (показало стабильные результаты в течение длительного времени, способствовало совершенствованию деятельности в учреждении, возможно, получило широкое распространение внутри коллектива), наступает этап рутинизации. Инновация становится традицией коллектива специалистов учреждения. В социальной работе инновации направлены, прежде всего, на обеспечение эффективности социального обслуживания, под которой понимается максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: