Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими как развитие методов и технологий источников открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.
Субъект инновационной деятельности — это частный предприниматель, организация, органы власти и т. п., инициирующие и/или реализующие данный инновационный проект.
Сложно представить личность в инновационной деятельности без наличия у нее творческого начала, а новаторскую деятельность студента – без высокоразвитой социальной креативности. Социальная креативность, выражающиеся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социальных задач, свойственна в большей степени социально адаптированным лицам, не испытывающим ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии [2].
В работах отечественных психологов термин «социальная креативность» присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах «коммуникативная креативность» (А.А. Голованова, Н.В. Мартышкина, Т.Ю. Осипова), «креативность» в сфере общения (С.Ю. Канн, Н.А. Тюрьмина) и т. д.
Развитие социальной креативности обеспечивается системным развитием свойств и способностей, составляющих творческий потенциал личности (Попель А.А.). Получается, что социальная креативность охватывает продуктивные процессы, участвующие в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в социальной сфере жизни людей в политике, в образовании, в управлении. Новаторская деятельность современных студентов, в большей степени, направляется «когнитивной инновационностью» – это тенденция получать удовлетворение от нового опыта и от изучения закономерностей функционирования этого нового [1]. А степень включенности студента в новаторскую деятельность можно представить в виде таблицы 1. В настоящее время ведётся дискуссия о том, как соотносятся между собой понятия «креативность» и «инновации».
Специфика соц. инноваций: 1. Соц. инновации – результат коллективного творчества. 2. Отдача от соц. инноваций отдалена во времени. 3. Обусловленность внешней средой. 4. Зависимость от клиента.
Механизм:
1. Фаза анализа – обозначение проблемы, ее идентификация и актуализация;
2. Фаза разработки – определение целей и направленности нововведения, определение проблем, поиск и отбор решений, соединение воедино компонентов разработки;
3. Фаза развития – процесс исследования нововведения и его пробного применения.
4. Фаза оценки – затраты, эффективность и продуктивность (если эта фаза приводит к положительному результату, то нововведение готово к использованию);
5. Фаза распространения и внедрения
5. Инновационное обучение.
Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся проблемные ситуации как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
Инновационное обучение определяется как особый тип овладения знаниями, как продукт сознательной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности в учебно-образовательном процессе.
Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся проблемные ситуации как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
Данными целями определяются задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;