Субъект социальных инноваций, его креативность, механизмы стимулирования творчества

Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими как развитие методов и технологий источников открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.

Субъект инновационной деятельности — это частный предприниматель, организация, органы власти и т. п., инициирующие и/или реализующие данный инновационный проект.

Сложно представить личность в инновационной деятельности без наличия у нее творческого начала, а новаторскую деятельность студента – без высокоразвитой социальной креативности. Социальная креативность, выражающиеся в создании личностью новых и нестандартных способов решения социальных задач, свойственна в большей степени социально адаптированным лицам, не испытывающим ситуационное напряжение в межличностном и социальном взаимодействии [2].


В работах отечественных психологов термин «социальная креативность» присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах «коммуникативная креативность» (А.А. Голованова, Н.В. Мартышкина, Т.Ю. Осипова), «креативность» в сфере общения (С.Ю. Канн, Н.А. Тюрьмина) и т. д.


Развитие социальной креативности обеспечивается системным развитием свойств и способностей, составляющих творческий потенциал личности (Попель А.А.). Получается, что социальная креативность охватывает продуктивные процессы, участвующие в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в социальной сфере жизни людей в политике, в образовании, в управлении. Новаторская деятельность современных студентов, в большей степени, направляется «когнитивной инновационностью» – это тенденция получать удовлетворение от нового опыта и от изучения закономерностей функционирования этого нового [1]. А степень включенности студента в новаторскую деятельность можно представить в виде таблицы 1. В настоящее время ведётся дискуссия о том, как соотносятся между собой понятия «креативность» и «инновации».

 

Специфика соц. инноваций: 1. Соц. инновации – результат коллективного творчества. 2. Отдача от соц. инноваций отдалена во времени. 3. Обусловленность внешней средой. 4. Зависимость от клиента.


Механизм:

1. Фаза анализа – обозначение проблемы, ее идентификация и актуализация;

2. Фаза разработки – определение целей и направленности нововведения, определение проблем, поиск и отбор решений, соединение воедино компонентов разработки;

3. Фаза развития – процесс исследования нововведения и его пробного применения.

4. Фаза оценки – затраты, эффективность и продуктивность (если эта фаза приводит к положительному результату, то нововведение готово к использованию);

5. Фаза распространения и внедрения

5. Инновационное обучение.

Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся проблемные ситуации как перед отдельным человеком, так и перед обществом.
  Инновационное обучение определяется как особый тип овладения знаниями, как продукт сознательной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности в учебно-образовательном процессе.

Инновационное обучение - это обучение, стимулирующее инновационные изменения в существующей культуре и социальной среде, выступающее в качестве активного отклика на проявляющиеся проблемные ситуации как перед отдельным человеком, так и перед обществом.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

Данными целями определяются задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: