Чему можно научить и научиться при работе с текстом
Способы подачи текстовой информации учителем. Обучающие приёмы работы с текстовой информацией (обучает учитель). Основные операции учащихся с текстом: алгоритмы работы ученика с текстовой информацией, способы преобразования информации учеником. Обучающие задания (обучается ученик).
В предыдущей лекции были рассмотрены общие подходы к организации работы с текстовой информацией на уроках истории. Отвечая на вопрос, для чего нужна такая деятельность, мы выяснили, что она создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных навыков, обеспечивает «прохождение» всех уровней понимания текста, а также позволяет разнообразить работу с ним, исходя из задач, решаемых в процессе обучения.
Вместе с тем, остался нерассмотренным ещё один важный вопрос: с помощью каких методических приёмов можно добиться эффективной работы учащихся с тестом. Но прежде чем перейти к поиску ответов на него, хотелось бы напомнить, что учителю как организатору учебной деятельности необходимо хорошо понимать последовательность и взаимосвязь всех составляющих её элементов. В качестве подтверждения сказанного воспользуемся известной схемой из курса обществознания «структура деятельности»: цель — средства — методы — результат. Если опираться на указанные элементы, то работу учителя (в рамках темы лекции) можно представить следующим образом:
|
|
цель — самостоятельная образовательная деятельность учащихся;
средства — различные группы текстовой информации;
методы — использование методических приёмов при работе с текстом;
результат — решение проблемы «грамотности чтения», формирование учебно-познавательной компетентности.
Данная структура наглядно демонстрирует, что при рассмотрении интересующего нас вопроса о методике работы с текстом мы должны исходить из возможностей использования различной текстовой информации и стремиться к развитию способности учащихся самостоятельно добиваться высоких образовательных результатов, что и приведёт нас к поставленной цели.
Поскольку в предыдущей лекции мы уже выяснили, какие тексты, для чего и в каких комбинациях можно использовать на уроках истории, то сейчас следует подробнее остановиться на методике организации «текстовой» деятельности. Схематически она будет выглядеть следующим образом. (См. схему 1.)
Схема 1
Представленные в схеме направления работы с текстовой информацией нацелены на создание определённых условий, позволяющих школьникам как с помощью учителя, так и самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Возникает резонный вопрос: какие именно методические приёмы и способы позволят сделать эту деятельность эффективной, а изучение текстов — увлекательным и полезным занятием? Чтобы ответить на него, остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
|
|
Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на необходимость определения конкретных задач, для решения которых будет использоваться информация: проиллюстрировать содержание параграфа, подтвердить определённую точку зрения по вопросу или самостоятельно определить тему, выявить проблему, выдвинуть и обосновать собственное предположение.
Если исходить из того, что наша главная задача — не столько научить, сколько дать возможность школьнику учиться самому, то для предоставления ему такой возможности учителю, как минимум, придётся продумать компоновку и очерёдность использования текстовой информации, т.е. выбрать способ её подачи:
• определённая последовательность информации;
• сочетание текста с иллюстративным материалом;
• объединение разных текстов и их фрагментов по теме;
• разделение информации на несколько блоков;
• составление информационных листов.
Рассмотрим одновременно первый и второй из предложенных способов на примере изучения темы «Финикия — морская цивилизация».
В начале урока учащимся предлагается ряд иллюстраций, а также перечень изобретений и открытий финикийцев:
— изготовление краски из морских моллюсков;
— окрашивание тканей в пурпурный цвет;
— изготовление уникального цветного стекла;
— буквенное письмо (алфавит);
— наличие тарана в носовой части корабля.
Учитель формулирует вопрос: как вы думаете, чем обусловлены именно такие открытия и изобретения финикийцев?
Обсуждаются предположения учащихся, в результате чего появляется тезис о непосредственной связи открытий финикийцев с их основными занятиями.
Далее учащимся предлагается список основных занятий финикийцев:
— морская торговля;
— разведывание новых морских путей;
— морское пиратство;
— кораблестроение, ремесло;
— посредничество в торговле.
Учитель формулирует вопрос: что могло оказать влияние на появление именно таких видов деятельности у финикийцев?
В ходе обсуждения ответов пятиклассники приходят к мысли о зависимости занятий населения от природных условий.
Далее учитель предлагает задание: определите географические особенности Финикии, опираясь на выявленную ранее информацию. После рассмотрения вариантов ответов учащихся им предлагается обратиться к карте, чтобы удостовериться в правильности выдвинутых предположений.
На следующем этапе урока учитель формулирует вопрос: к какому типу цивилизаций относится Финикия в отличие от изученных ранее Египта и Шумера?
В результате учащиеся определяют новый тип цивилизации и устанавливают связь между географическими особенностями и определённым типом цивилизации.
В конце урока пятиклассники выполняют обобщающее задание: используя историческую карту, сформулируйте черты, присущие морской цивилизации.
Мы продемонстрировали сочетание двух способов: соединение текста с иллюстративным материалом и определённую последовательность подачи информации. Первый помог учащимся соотнести текст с изображениями, что позволило получить дополнительные сведения о финикийцах. Второй — осуществить изучение темы в порядке, обратном традиционному (географическое положение — основные занятия населения — достижения и открытия), что позволило учащимся самостоятельно «извлекать» новые знания и обеспечило их активную, заинтересованную деятельность на уроке.
Рассмотрим ещё один способ подачи информации — объединение разных текстов и их фрагментов — на примере изучения темы «Положение крепостных крестьян в России XVIII в.». При организации работы при этом способе подачи информации ставится определённая задача — подвести учащихся к пониманию невозможности отмены крепостного права в изучаемый период, несмотря на негативное отношение Екатерины II к этому социальному явлению. Ученики получают подборку текстов, позволяющих увидеть противоречивость ситуации, сложившейся вокруг вопроса о крепостничестве. Далее приведены фрагменты некоторых текстов, используемых на уроке.
|
|
Купчая крепость на трёх крепостных девочек, проданных на вывоз
Лета тысяча семьсот шестидесятого, декабря в девятый на десять день, отставной капрал Никифор Гаврилов сын Сипягин, продал майору Якову Михееву сыну Писемскому старинных своих Галицкого уезда Корежской волости, из деревни Глобенова, крестьянских дочерей, девок: Соломаниду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей малолетних на вывоз. А взял я, Никифор за тех проданных девок денег три рубли. И вольно ему, Якову и жене, и детям, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, и продать, и заложить, и во всякия крепости укрепить.