Икона, иконопись, византийская иконография

Византия и восточно-христианское стилеобразование 

Феномен двойственности стиля

Периодизация византийского искусства

Ранневизантийское искусство

Собор Св. Софии Константинопольской

Икона, иконопись, византийская иконография

Средневизантийское искусство

Македонское Возрождение

Иконографический канон

Синтез монументальных искусств

Комниновское Возрождение

Поздневизантийское искусство/ Палеологовское Возрождение

                       

Византия и восточно-христианское стилеобразование

Феномен двойственности стиля

Византия возглавила восточно-христианскую ветвь средневекового стилеобразования, во-первых, от лица земной греко-римской культуры, во-вторых, на почве созерцательно-отвлеченных художеств Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта и т.д., с их живописно-цветовым и орнаментально-плоскостным видением действительности.

Так, Константинополь превратился в платформу синтеза искусств Запада и Востока, отвечая сразу и утонченной религиозности, и придворной секулярности. Географически двойственная природа стилеобразования обернулась универсальной формально-содержательной целостностью византийских изобретений мирового значения: крестово-купольного храма, иконы, красочной золотофонной мозаики (177 оттенков), сериальной фрески.

 

Периодизация византийского искусства

 

1. Ранневизантийское искусство — IV—VII вв.

2.  Средневизантийское искусство — IX—XII вв. 

2.1. Македонское Возрождение   — 867—1056 гг.

2.2. Комниновское Возрождение    — 1081—1185 гг.

3. Поздневизантийское искусство/ Палеологовское Возрождение 

                                                         — 1261—1453 гг.

Ранневизантийские искусство

Искусство ранневизантийского периода, IV—VII вв. параллельно раннесредневековому искусству Западной Европы с отсчетом от «золотого века» Равенны при Юстиниане I.

Не меньшее, чем в Равенне, великолепие требовалось в самом Константинополе. Причем более дворцов, ипподромов, терм, триумфальных арок, мостов, акведуков там нуждались в великолепии церквей. Данная цель мотивировала поиск оптимальных способов совмещения двух типов дорогих римских построек: ротонды и осевой базилики, — каждого с собственными преимуществами. Первый тип, претворенный в баптистериях, мавзолеях, капеллах, подходил для церковных таинств, второй — для молитвенных собраний. Вместе они стали основой крестово-купольного типа церковных зданий, воплощенного в соборе Св. Софии Константинопольской.

Центральной проблемой в изобразительных искусствах стала репрезентация сакрального пространства, как трехмерного, так и условного, соответственно, в пределах храма и в периметре иконы. В обоих случаях, прежде всего, нащупывались подходы к режиссуре цвета и света как одухотворенной трансцендентной субстанции — к его направлению, расслоению, окраске, аранжировке и т.д.

 

2.1. Собор Св. Софии Константинопольской

Собор св. Софии (532—537 гг.) построили два архитектора-математика Анфимий из Тралл и Исидор из Милета по плану, получившему очертания равноконечного греческого креста. Пространство собора приподнято над средокрестием за счет пологого купола (диаметр 31,5 м, стрела 55 м), который опирается на четыре мощных пилона, четыре арки, два полукупола, но, благодаря узкому кольцу из 40 окон, как бы парит в воздухе.

Композиция интерьера построена на чередовании вертикальных и криволинейных элементов — колоннад и арок, аркад, полуциркульных окон. Пол и две нижние трети стен оформлены зелёным, розовым, лиловым мрамором, верхняя треть стен, как и своды, – фресками и золотофонными мозаиками.

 

Икона, иконопись, византийская иконография

Формально: икона — картина, регламентированное в частях и целом изображение, построенное на совмещении разновременных сцен, натурного и метафорического, символического планов.

Содержательно: икона — видимый образ невидимого, предмет культа, молитвы, мистического ритуала, дарующий благодать, понимание общности живых и мертвых, естественных и сверхъестественных сущностей, реального и трансцендентного, вселяющий веру в спасение и царствие небесное.

 

Иконопись — конкретная деятельность по производству икон, вид станковой живописи, имеющий родственные связи с книжной миниатюрой. В ранней византийской иконописи доминировала техника энкаустики, известная по восхитительным фаюмским портретам. С VIII в. энкаустику начала вытеснять темпера, которая более соответствовала требованиями нового языка, легче избегала иллюзионистских эффектов.

Поиск идеальных образов, начатый в III в., привел к реальным результатам — к формированию устойчивых иконографических типов. Сложно переоценить усилия, которые были затрачены, чтобы дисциплинировать работу иконописцев в разных уголках империи, прежде всего, чтобы согласовать творческие подходы к изображению Христа, Богоматери,Петра и Павлакак кумозрительному копированию метафорических портретов, по приданию созданных Евангелистом Лукой с натуры. Со временем молодой кудрявый Христос получил усы, аккуратную бороду и волосы до плеч, а также пурпурный хитон, голубой гиматий и традицию форсированного выражения строгости, харизмы, воли. В свою очередь, в чертах Богоматери, истинной заступницы Константинополя, становилось все больше кротости и провидчества.

К VIII в. было создано такое количество икон, фресок, мозаик, книжных миниатюр, изображающих одни и те же события Ветхого и Нового Завета, которое позволяет позиционировать их как целостную византийскую иконографию.

       Понятие иконографии охватывает всю сферу изобразительной деятельности человека и определяется взаимосвязью трех моментов:

       — повторяемостью сюжетов и персонажей;

       — повторяемостью их формально-композиционных трактовок;

       — повторяемостью смысловых интерпретаций этих трактовок.

       Некоторая иконография присуща любому сегменту изобразительного искусства. Диапазон отношений между синхронными иконографиями, например, светской и религиозной, чрезвычайно широк, от антагонизма до взаимопроникновения.

 

Стилеобразующий христианский идеал в Византии был настолько авторитетен, что довлел и над светской иконографией, не допуская ее размежевания с религиозной.

Таким образом, византийская иконография — эстетически и этически устойчивая система изображения персонажей и сюжетов в религиозной и светской монументальной и станковой живописи.

На фоне интенсивного развития византийской иконографии идея детального воспроизведения святых, как и невидимого сверхъестественного мира в целом, подвергалась справедливому сомнению. Нарастание этого сомнения угадывается в одной из тенденций стилеобразования, сосредоточенной на выражении отрешенного аскетизма.

В VIII в. иконопочитание перешло в иконоборчество, которое окончательно выдохлось только через сто лет, к 843 г.


3. Средневизантийское искусство



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: