C правлением Македонской династии в 867—1056 гг. связывается расцвет изобразительных искусств и архитектуры. В этот период завершилось формирование:
— иконографического канона;
— крестово-купольного типа церковных построек;
— великих произведений синтеза искусств — архитектурно-художественной целостности собора св. Софии в Константинополе, преображенного ансамблем мозаик и фресок, монастырей Неа-Мони на о.Хиос и Осиос-Лукас в Фукаде.
Иконографический канон — совокупность норм и правил для создания станковых и монументальных произведений на религиозные темы, регламентирующая:
— круг сюжетов и персонажей;
— схемы формально-композиционных трактовок сюжетов;
— пропорции фигур и физиономические особенности персонажей, а также позы, жесты, костюмы, атрибуты, детали средового окружения, приоткрывающие их внутренний мир и указывающие на роль в истории;
— цветовое решение.
В монументальной живописи, помимо того, регламентировалось распределение персонажей и сцен, повествовательно-эпическихциклов по поверхностям храма. Каждая композиция заняла свое место в символической архитектонике интерьера. Храм начал представлять собой модель Вселенной, части которой (по положению в трехмерном пространстве, геометрической форме, абстрактному и сюжетному декору)символизировали:
|
|
своды и купола —небо;
уровень пола —землю;
алтарь —рай;
западная половина — ад.
Например, в конхи алтарных апсид вписывалось изображение тронной Богоматери с божественным младенцем на коленях.
Комниновское Возрождение
Период восстановления Византийской империи после норманнского завоевания связан с деятельностью династии Комнинов, начиная с воцарения Алексея I в 1081 г. и заканчивая смертью Мануила I в 1180 г.
Примерно с середины XI в. художники потянулись к большей человечности и жизненной правде. С одной стороны, повысился интерес к античной традиции, к красоте в изображении сюжетов и персонажей, с другой, к их спиритуализации — к стилизации признаков крайнего аскетизма, порывистой сосредоточенности, внутренней экспрессии. Последняя тенденция, названная впоследствии «комниновским маньеризмом», прослеживается в тонко расчерченном линейном каркасе живописных завихрений, в надломленных, вертикально вытянутых формах и их моделировке изящными бликами, в певучем ритме движущихся фигур на мозаиках монастыря Дафни, фресках церкви св. Георгия вКурбиново, иконах «Николай Чудотворец» и «Владимирская Богоматерь» и т.д.
В XI—XII вв. константинопольских мастеров начали приглашать в другие страны. В частности, они расписали собор св. Софии в Киеве, собор св. Марка в Венеции, Палатинскую капеллу в Палермо.
|
|
Поздневизантийское искусство/ Палеологовское Возрождение
После восхождения династии Палеологов в 1261 г. и преодоления смуты, спровоцированной вторжением крестоносцев в 1202—1204 гг, Византийская империя возродилась. В моду вошли камерные, небольшие по площади церкви, выделяющиеся многоглавием, затейливой фигурной кладкой фасадных поверхностей и классом синтеза искусств, органического взаимодействия архитектурных форм с мозаиками и фресками.
Со временем, особенно с XIV в. церкви и венчающие их купола начали расти вверх. Высокие барабаны куполов поднимались не только над средокрестьем, но и по углам, над боковыми часовнями и подсобными строениями, декорировались изысканными золотофонными мозаиками, а ещё чаще расписывались.
Наиболее знаменитые примеры вертикализации объемов и их рафинированного, эстетизированного оформления: церковь Богородицы Паммакаристос в Константинополе, церковь Святых Апостолов в Салониках с изумительными по колориту и тонкости письма фресками, монастырь Хора в Константинополе с циклами драгоценных мозаик и фресок в интерьерах.
В последней фазе византийской цивилизации началось большое строительство в Болгарии, Сербии и Греции, особенно в Мистре и на горе Афон.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Собственное определение специфики восточно-христианского стилеобразования в искусстве.
2. Репрезентация сакрального пространства в соборе св. Софии в Константинополе.
3. Анализ одной из икон ранневизантийского периода.
4. Представление одного из иконографических типов.
5. Анализ конкретного византийского крестово-купольного храма (любого периода).
6. Объяснение месторасположения одного из канонических сюжетов в пространстве храма
7. Анализ одной мозаики в куполе церквей седневизантийского периода
8. Анализ одной фрески поздневизантийского периода