Эмоциональной публицистики

Текст произведения политической журналистики

 

Основным способом классификации журналистских текстов является распределение их в соответствии с жанрами.

Жанр в журналистике – относительно устойчивая форма

организации журналистского произведения,

обусловленная композиционным решением,

стилем изложения,

степенью присутствия авторской позиции.

В качестве критериев определения жанров выделяются:

Функции произведения,

Его стилистические особенности,

Объект и предмет отображения.

Жанровые формы произведений политической журналистики соответствуют общей системе журналистских жанров, но имеют определенную специфику, которая заключается в усилении авторского компонента в системе анализа текстов.

Традиционно в палитре жанров выделяют три основные группы:

Информационные,

Аналитические и

Художественно-публицистические.

Журналистские материалы информационных жанров преследуют цель сообщения о фактах – событиях, случаях, новостях. Способы освещения фактов лежат в основе выделения следующих жанров:

хроника: сообщает о факте без подробностей, не имеет заголовка, публикуется в ряду подобных материалов – подборкой;

информация: в значении жанра используется в видах заметки (освещает факт с подробностями, имеет заголовок) и расширенной информации (с более подробным изложением, сюжетной линией от вступления до концовки и включением контекстной информации – исторической справки, характеристики действующих лиц, аналогий и т. д., имеет заголовок, иногда – подзаголовок);

интервью: в значении жанра (другое значение, использующееся журналистами, – метод сбора информации) представляет собой изложение фактов от имени собеседника (респондента);

отчет: свидетельство журналиста о фактах, наблюдаемых в хронологическом порядке (общий отчет), с выделением более важных событий и случаев (тематический отчет), с высказыванием собственной точки зрения (отчет с комментариями);

обозрение: сообщает о фактах, произошедших за определенный период, в жизни какого-либо субъекта политики (государства, партии, лидера и т. п.) или в истории политических отношений (например, между двумя государствами);

репортаж: повествует о фактах, непосредственно воспринимаемых автором и действующими лицами, с использованием прямой речи, отступлений (исторических или сравнительных), характеристик действующих лиц. Выделяются событийный, тематический, постановочный виды репортажа. В периодической печати, как правило, иллюстрируется фотографиями или инфографикой.

Произведения в форме аналитических жанров характеризуются использованием обобщений, постановкой социально-политических проблем и их всесторонним рассмотрением и истолкованием. В аналитических материалах используются (в адаптированном для СМИ виде) различные виды анализа: системного, структурно-функционального, сравнительно-исторического, факторного и др.

К аналитическим жанрам относятся:

комментарий: первичный оперативный аналитический отклик на конкретное событие (например, законодательную инициативу, выступление политика или протестное действие);

корреспонденция:анализ группы фактов с использованием их описания, приведением аналогичных примеров, выявлением взаимосвязей между явлениями, формулированием выводов;

статья: обобщение и анализ фактов и явлений в широких масштабах, с использованием типологического и сравнительного анализа, научно обоснованными выводами;

рецензия: посвящение художественному или научному произведению с целью аргументированной оценки его достоинств и недостатков;

обзор СМИ: анализ и оценка произведений средств массовой информации, либо с целью контроля, либо – полемики и медиакритики.

В произведениях художественно-публицистических жанров главную роль играет не факт, а авторское впечатление от события или явления, которым придается образная трактовка. К таким жанрам относятся:

зарисовка: представляет собой описание обстановки и своих впечатлений, частной разновидностью жанра являются путевые заметки;

очерк: отражает восприятие и трактовку фактов автором или героем произведения в образной форме с целью раскрыть суть явления, проблемы (сюжетный очерк) или события, процесса (описательный очерк);

фельетон: критическое произведение, характеризующееся образностью и живостью изложения, с обязательными элементами юмора, иронии, насмешки;

памфлет: злободневное (иногда пафосное) произведение, цель которого состоит в гражданском, социально-политическом обличении негативных явлений.

У ряда авторов в применении к СМИ, распространяемым по различным каналам, разработаны более детальные жанровые модели.

Жанры сетевых СМИ представляют собой конвергентные формы традиционных жанров различных каналов распространения информации.

Единственным новым жанром мультимедиа можно считать журналистский блог. В мультимедийном измерении традиционная жанровая классификация размывается просто потому, что жанры все больше связаны с классификациями аудитории, которая хочет смотреть нелинейные истории (т. е. срежиссировать свою навигацию по сюжету).

Иные наименования жанровых групп и, следовательно, иные подходы к типологизации жанров журналистики предлагаются в работах Т. Репковой и А. В. Колисниченко. Исследователи выделяют

Новостные жанры, а также

Жанры рациональной и

эмоциональной публицистики.

Л. Е. Кройчик в своем анализе системы жанров исходит из факторов, авторского начала ‒ свободы самовыражения, персонификации, диалогичности, усложнения композиционно-стилистической структуры материалов. В соответствии с данными факторами выстраивается и своеобразная типология жанров по пяти группам:

1) оперативно-новостные тексты – заметки;

параметры: оперативность, фактическая точность, краткость, отсутствие «лишней» информации;

2) оперативно-исследовательские тексты ‒ репортаж, интервью, отчет;

параметры: последовательность, наглядность, образность, документальность, эмоциональность;

3) исследовательско-новостные тексты ‒ корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: