Параметры: проблемность, аналитичность, диалектичность, аргументированность

4) исследовательские тексты ‒ статья, обозрение, письмо;

Параметры: масштабность, доказательность, научность, четкость, логичность.

5) исследовательско-образные тексты ‒ очерк, эссе, фельетон, памфлет;

Параметры: художественность, литературность, образность, символизм, психологизм.

АРГУМЕНТАЦИЯ

Характерной особенностью политической журналистики, помимо высокой степени авторского участия, являются и повышенные требования к аргументации в тексте, что обусловлено значением духовно-идеологических функций произведений. А. Г. Алтунян выделяет три уровня политического текста:

«уровень прямого слова, содержательный уровень, то, что сказано прямо;

риторический уровень: то, как сказано;

Уровень априорных посылок: идеи, представления, лежащие в основе прямого слова».

Функционирование и передача политической информации осуществляется с помощью специфического языка политики в символической и вербальной формах.

Политическая символика представляет собой комплекс явлений и элементов политической культуры, которые служат определенными маркерами, обозначающими политическую принадлежность. Она сосредотачивается в таких областях как знаки различия, харизматические личности, музыка, геральдика, эмблемы, ритуалы и т. д.

Политический язык также существует в профессиональной формах

языка политических ведомств (язык инструкций, распоряжений, переговоров) и

языка публичной политической речи и журналистики.

Выбор политического языка подразумевает соблюдение ряда норм:

установления языковых табу,

определения правил экспрессии,

соотнесения языка с особенностями аудитории.

Далее определяются функции и адресаты текста.

Большое значение имеют императивная и

убеждающая функции политических текстов, поскольку их реализация вызывает потребность в моральной оценке содержания и форм сообщения. Политический язык выполняет также

функции регистрации социальных фактов,

поддержания контакта между властью и гражданами,

преобразования и регулирования политической жизни.

К адресатам политической журналистики помимо широкой аудитории СМИ относятся политические элиты и группы политического влияния.

Среди форм существования языка политической журналистики можно выделить

язык политического протеста и

милитаристский язык.

Протест подразумевает использование формул-заклинаний («Наш главный враг – международный терроризм», «Не забудем – не простим» и т. п.) и служит показателем степени политической верноподданности или лояльности.

Милитаристский язык вызывает у аудитории иллюзию военного положения и существует в категориях разделения мира на «своих» и «чужих»: «соратники», «бойцы», «партизаны», «оккупанты», «оккупационный режим», «предатели» и т. п. Подобные формы содержат приемы унижения политического противника, иронии, придания эмоциональной окраски сообщению.

Для языка политической журналистики характерен ряд негативных особенностей:

преобладание оценочной (идеологически обусловленной) информации над фактической;

апелляция к чувствам, а не к разуму;

предпочтение изложению конкретных фактов общих формулировок и абстракций;

замена «неудобных» выражений условными;

использование языковых шаблонов и стереотипов («иного не дано», «народ и партия едины», «временные трудности» и т. д.).

Манипулирование в политике – процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, при котором воздействующий (в отличии, например, от пропаганды) скрывает и маскирует свои цели. Манипулирование сопровождается внедрением установок и стереотипов, апеллирует к социальным и политическим мифам и иллюзиям, эксплуатирует предрассудки и суеверия. Манипулирование опирается на использование определенных представлений и ожиданий. Так, объективная информация, противоречащая популярным стереотипам, плохо воспринимается и быстро забывается, а аналитическая подача материала подменяется символическим воздействием.

Механизмы воздействия на сознание и поведение людей состоят в

убеждении, Механизм убеждения предполагает не просто передачу сообщения, но и его анализ, включающий систему логических доказательств. Убедить кого-либо в чем-либо ‒ значит с помощью системы логически выстроенных аргументов доказать или опровергнуть определенные положения. Особенностью убеждения является то, что оно обращается к рациональной сфере сознания личности. Убеждение оказывается действенным, если приводимые примеры и аналогии, цифры, высказывания авторитетных людей значимы для аудитории, а также если они совпадают с ранее усвоенными мнениями и оценками.

внушении, Внушение опирается на систему слов или зрительных образов, стимулирующих некритическое восприятие и усвоение информации. При внушении используется образ большинства (эффект «спирали молчания» ‒ «Вся Россия прильнула к телеэкранам»), авторитет какой-либо личности, авторитет политического статуса.

эмоциональном заражении. Механизмы эмоционального заражения используются в условиях тревожного ожидания позитивных или негативных событий, которое искусственно поддерживается с помощью СМИ («голосуй или проиграешь»).

Среди приемов формирования стереотипных представлений особое место занимает номинация – смещение по семантическому полю с использованием оценочных понятий. Одним из видов номинации является «приклеивание ярлыков» ‒ создание устойчивых связей между явлением и его обозначением.




double arrow
Сейчас читают про: