Хабы и транспортный кросс-докинг

Хабами называют крупнейшие терминалы, которые, наряду с функциями «обычного» терминала (сбор и распределение грузов в своей зоне тяготения) являются перевалочными пунктами в терминальной системе (своего рода «терминалами второго уровня».

В обычной терминальной системе перевозки осуществляются напрямую между терминалами отправления и назначения. Во многих случаях объемы таких перевозок недостаточны для использования крупнотоннажного подвижного состава (или же для накопления грузов приходится увеличивать интервалы отправлений, что неудобно для клиентуры).

При перевозке через хабы достигается дополнительная концентрация грузопотоков, что позволяет сделать сервис более регулярным, а на перевозках между хабами применять наиболее высокопроизводительный подвижной состав.

Достигаемый при этом эффект позволяет покрыть дополнительные издержки от «лишних» перевалок (кроссдокинга) в хабах и удлинения маршрутов.

Система хабов широко применяется в грузовой авиации и в морских контейнерных перевозках. Ее используют также компании, выполняющие автомобильную доставку мелкопартионных грузов.

Кросс-докинг (англ. cross — напрямую, пересекать, англ. dock — док, погрузочная платформа, стыковка) — процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.

Практика кросс-докинга в логистике представляет собой разгрузку материалов из приходящих транспортных средств (полуприцепов или вагонов) и загрузку этих материалов непосредственно в отправляющиеся грузовики, прицепы, или вагоны, практически без хранения между этими процессами. Процедура кросс-докинга может предназначаться для изменения типа перевозки, для сортировки материалов, предназначенных для разных направлений, или объединения сборных грузов из различных источников в одни транспортные средства (или контейнеры). Это снижает расходы на обработку, эксплуатационные расходы, а также затраты на хранение запасов.

Кросс-докинг происходит в один или два этапа:

- одноэтапный кросс-докинг — груз проходит через склад в качестве неизменного отдельного заказа;

- двухэтапный кросс-докинг — отгруженная партия товара подвергается переоформлению, и товар на складе может быть разделен на группы.

Хранение товара на складе в обоих случаях полностью исключается.

Преимуществами сквозного складирования:

- более быстрая доставка продукции к пунктам назначения;

- сокращение складских площадей и снижение затрат на оплату аренды складов и труд персонала.

Оптимальными для сквозного складирования считаются товары с высоким спросом и значительным объемом транспортировки: товары массового потребления, пользующиеся постоянным спросом; скоропортящиеся продукты; товары высокого качества; продукция для рекламных мероприятий.

При идеальном построении системы кросс-докинга используется логистическая модель «Звезда», также называемая «спицы и ступицы», «колесо», «сеть». Она представляет собой систему связей, в которой весь грузовой трафик перемещается вдоль «спиц», связанных со «ступицами» в центре.

Основным преимуществом логистической модели «Звезда» по сравнению с более традиционной моделью «от точке к точке», является уменьшение путей транспортировки товаров. Так при построении системы транспортировки товаров из центра из 9 точек в центральный пункт требуется только 9 маршрутов, в то время как применение системы «от точке к точке» потребует 45 маршрутов. Небольшое количество маршрутов в целом приводит к более эффективному использованию транспортных средств. Например, самолет, скорее всего, при использовании такой схемы будет летать с полной загрузкой и сможет совершать максимальное количество рейсов за единицу времени. Кроме того сложные операции, сопровождающие логистическую деятельность такие как сортировка, упаковка и бухгалтерский учет, можно осуществлять только в центре «звезды», а не на каждом узле. Необходимо отметить, что создание прямых транспортных маршрутов в виде «спиц» является более простым мероприятием.

В качестве недостатка такой модели можно отметить излишнюю централизованность, а также отсутствие достаточной гибкости в ежедневных операциях. Изменения, вносимые в центр системы или даже в пределах одного маршрута, могут вызвать неожиданные последствия по всей сети. Кроме того, в периоды случайного роста трафика между двумя «спицами», система может с трудом справляться с возросшими нагрузками.

Сам центр «звезды» представляет собой узкое место в системе. Общий объем грузовой сети ограничен возможностями центра-концентратора. Задержки в самом центре (вызванные, например, плохими погодными условиями) могут привести к задержкам в сети. Задержки на «спицах» (например в результате механических проблем с транспортным средством), могут также повлиять на сеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: