Транспортные узлы: виды и характеристика

ТЕМА 4 ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ И ТЕРМИНАЛЫ

Транспортным узлом называют пункт стыкования и взаи­модействия двух или более видов транспорта, обладающий комплексом технических средств, устройств и технологий, предназначенных для обслуживания грузо- и пассажиропото­ков. Транспортный узел объединяет в себе железнодорожные станции и связывающие их рельсовые пути, морские, речные порты и аэропорты, автомобильные дороги, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, системы городских транспортных комму­никаций.

В транспортных узлах осуществляется:

· перевалка грузов

· пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой.

· происходит распределение и перемещение гру­зопотоков и пассажиропотоков в транзитном и местном сообщениях

· транспортное обслуживание предприятий и населения

Таким образом, основными операциями транспортного узла являются:

1) передача грузов с одних видов транспорта на другие

2) пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой;

3) осуществление всех операций, связанных с передачей грузов и пересадкой пассажиров;

4) обработка и обслуживание подвижного состава работающих в узле видов транспорта (судов, железно-дорожных вагонов, автомобилей);

5) изменение направлений грузовых и пассажирских потоков;

6) совместное обслуживание различными видами транспорта промышленных предприятий и населения района тяготеющего к транспортному узлу;

7) доставка грузов магистральными видами транспорта в пункты разгрузки подвижного состава в пределах транспортного узла;

8) доставка грузов от отправителей к магистральным видам транспорта и от магистральных видов транспорта – к получателям;

9) транспортно - экспедиционное обслуживание;

10) выполнение коммерческих операций, связанных с

передачей грузов с одного вида транспорта на другой и т.д.

Транспортные узлы классифицируют по следующим признакам:

1. количеству стыкующихся в узле видов транспорта

2. схемам взаимно­го расположения транспортных объектов

3. характеру эксплуатацион­ной работы

4. географическому положению

5. численности проживаю­щего населения.

6. по геометрическому построению,

7. расположению транспортных устройств и т.д.

По количеству взаимодействующих видов транспорта узлы под­разделяют на: железнодорожно-автодорожные, железнодорожно – водно -автодорожные, водно-автодорожные.

По взаимному расположению транспортных объектов различа­ют узлы: однокомплектные (с раздельным расположением пасса­жирского и грузового районов), многокомплектные (с объединен­ным расположением пассажирского и грузового районов), комбинированные (с комбинированным расположением указанных районов). Многокомплектные узлы характерны только для крупных городов, например для Москвы, Санкт-Петербурга. Они имеют не­сколько промышленных районов с обслуживающими их грузовы­ми железнодорожными станциями и самостоятельные вокзалы для разных видов пассажирского транспорта.

По характеру работы они делятся на узлы:

1) обслуживающие преимущественно транзитные грузовые и (или) пассажирские потоки;

2) выполняющие местную работу (транзита нет);

3) выполняющие транзитные операции и местную работу.

По географическому положению транспортные узлы подразделяют на сухопутные и прибрежные (расположенные рядом с акваториями морей, рек и озер).

По численности населения транспортные узлы имеют три градации: малые и средние с численностью населения до 100 тыс. человек, большие и крупные с населением до I млн. человек и крупнейшие, в которых проживает более I млн. человек.

По геометрическому построению транспортные узлы могут быть: тупиковые; вытянутые с последовательным расположением устройств; радиальные; радиально-кольцевые; полукольцевые.

В зависимости от типа и характера выполняемой работы в состав транспортного узла входят: морской (или речной) порт, железнодорожные станции, автотранспортные предприятия, подъездные пути промышленных предприятий, устройства трубопроводного транспорта, телекоммуникационные средства.

Транспортные узлы строят и развивают по генеральным схемам, объединяющим все входящие в узлы виды транспорта. Эти схемы разрабатывают с расчетом на длительную перспективу — до 50 лет, предусматривая в них резервные возможности для развития отдель­ных видов транспорта.

Наибольшую сложность в транспортных узлах представляют пе­ревозки грузов в смешанных сообщениях с перегрузкой с одного вида транспорта на другой. Рациональная технология и организация таких перевозок определяют успешную работу транспортного узла в целом.

Работа транспортного узла по освоению пассажирских пере­возок в значительной мере зависит от планировки городов и сетей магистральных улиц. Эти сети должны иметь хорошие и удобные выходы на внегородские автодороги, а также на железнодорожные, автомобильные, речные, морские вокзалы и аэропорты.

При благоприятных возможностях подхода железной дороги к порту строят объединенные железнодорожно-водные вокзалы.

Автовокзалы в пределах транспортного узла также обычно размещают рядом с железнодорожными, морскими или речными вокзалами, обеспечивая этим удобства пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой.

Аэропорты размещают за пределами города на удалении до 30 км от жилой зоны и мест массового отдыха населения.

Линии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также емкости для хранения жидкого топлива располагают за пре­делами городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: