Региональные банки развития

 

Различия и общие черты. Разница между этими бан­ками обусловлена уровнем экономического, культур­ного развития стран трех континентов — Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их истори­ческого развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты.

Во-первых, эти банки преследуют единые цели, вы­текающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию реги­ональных объединений; разрабатывать стратегию раз­вития с учетом региональной специфики.

Во-вторых, примерно 1/3 членов банков развития — промышленно развитые страны. Поскольку им при­надлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голо­сов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал — Африканский фонд развития (АФР, 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и промышленно развитые страны. Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние промышленно развитых стран на региональные банки развития.

В-третьих, у региональных банков развития одно­типные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, во многом сходные с группой МБРР.

Формирование ресурсов. Оплаченный уставный ка­питал МаБР и АзБР не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом. Сле­довательно, подобно МБРР эти региональные банки при формировании своих обычных ресурсов рассчиты­вают в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облига­ций. АфБР с середины 70-х годов также выпускает облигационные займы, но на небольшие суммы и бо­лее короткие сроки, чем другие региональные банки. Размещение их облигаций облегчается связью реги­ональных банков с ООН через ее соответствующие региональные экономические комиссии. Тем самым авторитет этой крупнейшей международной организа­ции поддерживает эти банки.

Специальные фонды льготного кредитования. Об­разование специальных фондов стало общим явле­нием для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредито­вание недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что MAP в группе МБРР. Преоб­ладающая часть этих фондов формируется за счет государственных взносов промышленно развитых стран, которые через них пытаются стимулировать свой товарный экспорт на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы осуществляется путем «привязывания» льготных кредитов к закупкам инвестиционных товаров у соответ­ствующих стран-доноров: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли свыше полови­ны средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии — Япония, внесшая около половины средств в Азиатский фонд развития. Наименьший источник льготного кредитования у Африки, хотя в этом регио­не расположена многочисленная группа наименее раз­витых стран.

Активные операции, кредитная политика. Объем и условия кредитования развивающихся стран регио­нальными банками развития зависят от размера и структуры их ресурсов. По размерам кредитной де­ятельности лидирует МаБР, за которым следует АзБР и с большим отставанием АфБР. Развитие активных операций региональных банков происходит в основ­ном за счет льготных кредитов, которые в общем годовом объеме ассигнований составляют не менее 1/3. Льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, а ставка по ним варьируется от 1 до 4% -годовых. Эти условия в гораздо большей степени соответствуют фи­нансовым возможностям большинства развивающих­ся государств, чем условия обычных займов, предоста­вляемых на срок от 10 до 20 ле г по рыночным процент­ным ставкам. Самые короткие сроки — до 5 лет — характерны для займов МаБР, предназначенных для кредитования экспорта латиноамериканских стран с целью развития внутри региональной торговли маши­нами и оборудованием. Причем в формировании об­щего рынка в Латинской Америке заинтересованы не только местные фирмы, но и ГНК.

Приоритет в кредитном стимулировании интегра­ционного процесса во всех регионах развивающегося мира отводится инфраструктуре - строительству и мо­дернизации автострад, гаваней, причалов, аэропортов и т. д. На долю экономической и социальной инфраруктуры приходится более половины кредитов регио­нальных банков. Это объясняется тем, что от ее раз­вития зависит не только расширение внутри региональных связей, но и становление других отраслей экономи­ки развивающихся стран, что привлекает и иностран­ный капитал. В то же время создание трансконтинен­тальных магистралей, межнациональных систем связи и энергосистем облегчает вовлечение в интеграционный процесс наименее развитых стран региона. Второе ме­сто по объему кредитования занимает сельское хозяй­ство, включая агропромышленные объекты (25—30%). Третья сфера кредитных вложений (примерно 15%) региональных банков развития — промышленность, преимущественно добывающая и обрабатывающая.

Территориальное распределение кредитов. Значи­тельный объем кредитов МаБР предоставил «большой тройке» (Аргентине, Бразилии, Мексике); АзБР — пяти странам (Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану, Таиланду); АфБР — наиболее платежеспособ­ным клиентам (Марокко, Заиру, Кении, Тунису и т. д.). С созданием АФР последний стал кредитовать и на­именее развитые страны Центральной и Западной Аф­рики. Региональные банки развития проводят диффе­ренцированную кредитную политику в отношении раз­вивающихся стран в зависимости от уровня их эконо­мического развития и направления политики. Определенное предпочтение отдается наиболее надеж­ным (с коммерческой точки зрения) заемщикам, име­ющим открытый доступ к обычным фондам банков. Именно за их счет осуществляется кредитование про­мышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые кор­порации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кре­дитов в пользу рентабельных частных промышленных предприятий. Тем самым укрепляется и развивается частнокапиталистический сектор экономики развиваю­щихся стран, куда охотно внедряется не только мест­ный, но и иностранный капитал.

Для стимулирования притока иностранных инве­стиций МаБР создал в 1984 г. Межамериканскую ин­вестиционную корпорацию. Ее функции аналогичны МФК. Более половины ее капитала приходится на латиноамериканские страны, 1/4 — на США. Регио­нальные банки развития занимают промежуточное ме­сто между группой МБРР и национальными банками развития. Это дает возможность промышленно разви­тым странам осуществлягь свою политику, в том чис­ле внешнеэкономическую, в отношении развивающих­ся стран. Вместе с тем региональные банки способству­ют развитию национальной экономики, экономичес­кому сотрудничеству и интеграции развивающихся стран, преодолению их зависимости от промышленно развитых стран.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: