Планирование учебно-опытного участка и его отделы

В каждой школе в зависимости от местных условий и количества учащихся для учебно-опытной работы в постоянное пользование отводится земельный участок площадью от 0,5 до 5,0 га и более.

Участок должен быть хорошо освещен солнцем, иметь источник, водоснабжения (водопровод, колодец, пруд) и примыкать непосредственно к зданию школы, что дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.

В городских школах, где невозможно выделить учебно-опытный участок, работа с учащимися организуется на межшкольных участках или на участках станций юных натуралистов, госзеленхоза и т.д. (по согласованию с соответствующими организациями).

В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные, цветочно-декоративные и дикие растения, а также животных и ставят с ними опыты. Для правильной организации работы учащихся на участке необходимо соорудить зеленый класс, летнюю лабораторию, водопровод, теплицу, парники, метеоплощадку, сарай для хранения инвентаря и оборудования, помещение для хранения удобрений и др.


При планировании участка не следует придерживаться стандартов, а в зависимости от его размеров, конфигурации, возможностей водоснабжения и контингента учащихся нужно педагогически обоснованно и агрономически правильно расположить все отделы и постройки.

В целях правильного использования земельной площади, повышения плодородия почвы, рациональной борьбы с сорняками и получения высоких урожаев во всех основных отделах пришкольного участка необходимо организовать севообороты. Их схемы и ротации, по возможности, должны быть такими же, как в производственных хозяйствах данной зоны. Севооборот обязан стать организационной формой опытнической работы учащихся и приучать их к правильному использованию земли как главного фактора производства в сельском хозяйстве.

Учебно-опытный участок должен иметь прежде всего познавательное и воспитывающее значение. Поэтому к организации участка и постановке работы на нем следует привлечь весь учительский и ученический коллектив школы, его комсомольскую и пионерскую организации, родительский комитет. Дирекции школы вместе с учителем биологии надо тщательно продумать, как будет использован участок, какую площадь займет каждый из его отделов и каждая культура в отделе, где будут размещены учебные и вспомогательные помещения и др. Все это отмечается в общем плане участка, который следует вычертить в крупном масштабе.

Далее составляется тематический план опытной работы на участке, размещения опытных делянок для работы по классам и для кружка юннатов, график работы учащихся в летний период, потребность в инвентаре, семенах и посадочном материале, удобрениях и т.д.

План работы на учебно-опытном участке как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

 

Ниже приводим два примерных плана учебно-опытного участка (рис. 1, 2) и описание отделов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: