Работа с иллюстративным материалом на уроке

Слайд 2

Известный факт, что большинство школьников относится к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является наглядное изображение. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

К. Д. Ушинский писал: «Дитя мыслит образами, звуками, красками»,

«Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их налету»

Слайд 3

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся. Для предмета «ОРКиСЭ» изображения имеют ещё и большое воспитательное значение, они формируют у ребят эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, мотивируют их познавательную активность.

Работа с наглядно-иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Наглядное обучение – это обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений

Слайд 4

Иллюстрация в обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов

Слайд 5

Хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.

Слайд 6

Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц.

Необходимость иллюстрирования большей части изучаемых понятий вызвано ещё и тем, что большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т. д.).

Слайд 7-8

Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор обучающихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких-то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика. Кроме того, достоинство их – большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого, отсутствие несущественных деталей, которые могут отвлечь внимание детей. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание обучающихся, направлять его на существенное, главное. Картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала, являются средством мотивации. Работа с репродукциями картин – база для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем плане.   

Слайд 8

Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями:

·​ Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации.

·​ Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

·​ Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.

  Слайд 9-11

. Виды работы с иллюстративным материалом
На уроках курса «Основы православной культуры» учитель может использовать следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:

1) нахождение ответов на вопросы, связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

2) сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

3) работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

4) подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных обучающихся;

5) работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т. п.;

6) самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

7) подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

8) подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

9) составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием

10) заполнение таблиц (схем) иллюстрациями (картинками);

11) «Расскажи, что знаешь» (по какому-либо изображению);

12) определение «звучания» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);

13) «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);

14) жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

15) цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

16) составление синквейна;

17) составление фотоколлажа.


Слайд 12

Так, например, на уроке «Как христианство пришло на Русь» при работе с иллюстрацией В.М. Васнецова «Крещение Руси» использую следующие вопросы и задания.

Что вы видите на картине В.М. Васнецова?

Что происходит на картине?

Что позволяет Вам сделать такой вывод?

Как вы думаете, на картине изображено явление или событие? То, что происходит на картине - частое или единичное явление?

Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как вы думаете, почему?

Как изображены действующие лица?

Рассмотрите портрет главного героя картины. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?

Какими деталями одежды художник передает национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей?

Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

Как бы вы назвали эту картину?

В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение живописи?

Слайд 13-15

В то время, когда учащиеся рассматривали картину В. Поленова «Христос и женщина», я рассказывала о том, что к Христу привели женщину, которую необходимо было казнить. Перед детьми был поставлен вопрос: «Как вы думаете, какие слова сказал Христос, при этом, не нарушив закона того времени?» Учащиеся высказывали различные гуманистические предположения, но правильного ответа не было. Каково же было мое удивление, когда на слайде появилась вторая часть текста.

Дети замолчали, прочитав её. Наверное, стали осмысливать, а может быть, применять к себе эту ситуацию.

Слайд 16

В методике «Перспективной начальной школы» есть такой прием при работе с «Музейным домом» - использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.  

При «чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание обучающихся ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3-4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка.

Слайд 17

- сравнение и сопоставление иконы с картиной (урок 15 «Икона»);

Слайд 16

- самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

ᴛаблицы даюᴛ возможносᴛь

- организоваᴛь как фронᴛальную рабоᴛу с классом, ᴛак и индивидуальную деяᴛельносᴛь учащихся;

– облегчаюᴛ возвращение к ранее пройденному и могуᴛ быᴛь использованы для демонсᴛрации перспекᴛивы в изучении маᴛериала;

– позволяюᴛ сисᴛемаᴛизироваᴛь, обобщаᴛь ранее изученное.

Слайд 18

Работа с иллюстративным материалом на уроке

«Как христианство пришло на Русь»

Проверьте, правильно ли распределены слова в столбиках.

 

Язычество Христианство
Византия крещение
поклонение солнцу, воде, небу идол
Святой многобожество
988г. жертвоприношение
Письменность Перун
Храмы Константинополь
Школы многожёнство
кровная вражда апостолы


Слайд 19

Лишние слова:

I столбик (язычество) - Византия, святой, 988г,письменность,храмы, школы. II столбик (христианство) – идол, многобожество, жертвоприношение,

Перун, многожёнство.


Слайд 20

- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

- работа с рисунком, схемой (сделай рисунок на тему «Моя родина»
к уроку 2 «Культура и религия»);

Нарисуйте крест. Объясни каждую из составляющих его частей. (Урок 6 Проповедь Христа)

Заполни схему «Какие бывают молитвы?»(Урок 3 «Человек и Бог в православии»)

- раскрась, проиллюстрируй притчу о добром Самарянине(уроку 12 «Милосердие и сострадание»);


Слайд 21

Использование музыки

прослушивание песни «Русь называется святой» нарисовать 3 образа Земли Русской из прослушанной песни

 (слайд 10 урок 1 «Россия – наша Родина);

Где найти музыку к уроку ОРКСЭ?

Поможет в этом сайт http://www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/folder/137057
Слайды 22

В игровой форме запоминаем иконы и даты главных церковных праздников

Сорбонка «Иконы праздников»


Слайд 23

На уроках использую просмотр презентции, мультфильма или фрагмента фильма в учебных целях, которые предполагают решение комплекса задач:

- обогащение впечатлений о явлении;

- развитие образного мышления;

- формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом;

- соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения;

- формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером;

- развитие речи учащихся в процессе обсуждения;

- формирование эстетического вкуса.

Слайд 24

Например, на уроке по теме «Пасха» я сначала знакомлю с историей этого великого праздника. (Показываю слайды из презентаций, звучит фонограмма с записью колокольного звона.) Затем следует работа с иллюстративным материалом, затем показываю слайды – первая пища после Великого поста - куличи, пасхи, яйца. Далее следует дополнения по презентации. Выполняем задания электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева, урок 8. «Пасха».

Слайд 25

Цель использования мультипликационных фильмов на уроках ОРКСЭ:

*воспитание нравственных ориентиров через наглядный пример

*расширение чувственного опыта у ребят.

Задачи использования мультипликационных фильмов на уроках ОРКСЭ:

*развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

*понимание и запоминание теоретических сведений;

*раскрытие познавательных и воспитательных функций текста учебного пособия;

*помощь в освоении практических способов выхода из предлагаемой ситуации.

* навыки взаимодействия в коллективе

* раскрытие творческих возможностей учеников

Методических рекомендаций использования наглядно-иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов. Многоплановая роль наглядно- иллюстративного материала способствует всестороннему развитию школьников.

Слайд 26

Предполагаемые темы для использования мультипликации:

*Добро и зло

*Добродетели и пороки

*Свобода и моральный выбор человека

*Альтруизм и эгоизм

*Дружба

*Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

*Джентльмены и леди.  

Слайд 27

Перечень возможных для использования на уроках ОРКСЭ мультипликационных фильмов

«Смешарики»

«Лунтик»

«Винни–Пух»

«Илья Муромец»

«Просто так»

Слайд 28

  Этапы работы на уроке№1 «Добро и зло»

* Теоретическая часть.(Предварительная беседа).

 *Класс делится на две группы

*Одна записывает по ходу просмотра добрые поступки героя

*Другая записывает злые поступки

*После просмотра ребята озвучивают, добрые и злые поступки.

* Перед учениками ставится проблема «Чего желал герой, совершивший недобрый поступок?»

*Обе группы получают домашнее задание;

Ответить на вопрос, посоветовавшись с родителями и записать в тетрадь.

1.Можно ли достичь желаемого совершая добрый поступок?

2.Как бы поступили вы?

На уроке №2 «Добро и зло» заслушиваем ответы, обсуждаем их

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Задание к уроку«Альтруизм и эгоизм»

После теоретической части и обсуждения текста учебника

Можно предложить ребятам, не показывая предварительно мультфильм, вспомнить просмотренные ранее и по памяти записать примеры проявления эгоизма и альтруизма.

Класс разделить на 4 команды каждая получает свое задание.

Например:

 1.Определите кто из героев мультфильма «Смешарики» проявляет эгоизм,

2. Определите кто из героев мультфильма «Смешарики» проявляет альтруизм.

3. Определите кто из героев мультфильма «Лунтик» проявляет эгоизм,

4.Определите кто из героев мультфильма «Лунтик» проявляет альтруизм.

Слайд 33

Слайд 34




double arrow
Сейчас читают про: