Слайд 35-36(включить мультфильм

Текст песни «Точка, точка, запятая»

 

Точка, точка, запятая -

 Вышла рожица смешная.

 Ручки, ножки, огуречик,-

 Появился человечек!

 

 Что увидят эти точки,

 Что построят эти ручки,

 Далеко ли эти ножки

 Уведут его,

 Как он будет жить на свете -

 Мы за это не в ответе:

 Мы его нарисовали,

 Только и всего!

 

 "Что вы, что вы! Это важно,

 Чтобы вырос он отважным,

 Чтобы мог найти дорогу,

 Рассчитать разбег.

 Это трудно, это сложно,

 Но иначе невозможно:

 Только так из человечка

 Выйдет человек!"

 

 Впрочем, знают даже дети,

 Как прожить на белом свете;

 Легче этого вопроса

 Нету ничего!

 Просто надо быть правдивым,

 Благородным, справедливым,

 Умным,

 честным,

 сильным,

 добрым -

 Только и всего!

 

 Как все просто удается

 На словах и на бумаге,

 Как легко на гладкой карте

 Стрелку начертить!

 А потом идти придется

 Через горы и овраги...

 Так что прежде, человечек,

 Выучись ходить!

 

Вопросы учащимся:

1. Кто в ответе за то, чтобы "человечек" стал человеком?

2. Каким должен стать человек? Дайте ответ словами песни, которую мы прослушали. (отважный, правдивый, благородный, справедливый, умный, честный, сильный, добрый).

3. Какие из этих человеческих качеств вы считаете особенно важными? 6. Определение ценностных ориентиров урока, на которых строится его "философия" – научная и житейская мудрость. На данном уроке они таковы:

· язык является основой национального самосознания;

· смысл слова "человек" является "ключом" к познанию национальной культуры. Он составляет ядро любой языковой картины мира;

· смысл слова "человек" в данной культуре определяет её отношение к природе и человеку, задаёт направление духовно-нравственного развития общества;

· смысл слова "человек" у разных народов различен. Без него нельзя по-настоящему понять культуру народа, его взгляд на мир и на себя в этом мире.

Ход урока. Вводное слово учителя. Прослушивание песни о человеке, определение темы урока.

1. Актуализация знаний – беседа о сущности человека:

o "Вспомни: это ты уже знаешь": установление преемственности с ранее изученным материалом в рамках предметов, которые изучались в 1-3-м классах начальной школы – Что такое "человек"? Чем отличается человек от других творений природы? Назовите характерные признаки человека.

· Рассмотрите картины великих мастеров, иконы святых. Почему изображённые на них люди навсегда остались в памяти человечества?

· Кто для вас является настоящим человеком? Почему вы так считаете? С какого человека вам хотелось бы взять пример в жизни? Объясните, почему

Вопросы учащимся:

1. Кто в ответе за то, чтобы "человечек" стал человеком?

2. Каким должен стать человек? Дайте ответ словами песни, которую мы прослушали. (отважный, правдивый, благородный, справедливый, умный, честный, сильный, добрый).

3. Какие из этих человеческих качеств вы считаете особенно важными? 6. Определение ценностных ориентиров урока, на которых строится его "философия" – научная и житейская мудрость. На данном уроке они таковы:

· язык является основой национального самосознания;

· смысл слова "человек" является "ключом" к познанию национальной культуры. Он составляет ядро любой языковой картины мира;

· смысл слова "человек" в данной культуре определяет её отношение к природе и человеку, задаёт направление духовно-нравственного развития общества;

· смысл слова "человек" у разных народов различен. Без него нельзя по-настоящему понять культуру народа, его взгляд на мир и на себя в этом мире.

Слайд 36

Методических рекомендаций использования наглядно-иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов. Многоплановая роль наглядно- иллюстративного материала способствует всестороннему развитию школьников.

 

Приложение.
Возможные виды деятельности при работе с картиной на уроке:

1. Краткая справка о художнике и его картине.

2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.

3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету

Примерные вопросы и задания для работы с иллюстрациями:

1. Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования? Озаглавьте иллюстрации.

2. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

3. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.

4. Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?

5. Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен герой?

6. Сопоставьте образы героев, созданные разными художниками. Какой из портретов героя наиболее соответствует вашему представлению о нем? Обоснуйте свой ответ, приводя цитаты из текста.

7. Какие художественные детали и подробности отображены художником? Как вы думаете, почему именно эти детали и подробности художник счел значимыми для раскрытия смысла явления?

8. Проанализируйте одну из иллюстраций по следующему плану (устно или письменно)11:

1) какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?

2) на чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене?

3) какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?

4) охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.

5) уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?

9. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты? Обоснуйте свой ответ.

10. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему?

Включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики живописных полотен, тематически близких изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.

Ниже в качестве примера дан образец работы с картиной А.А. Иванова «Явление Христа народу» на уроке о Спасителе (предложена система заданий и комментарии).

Анализ картины А.А. Иванова «Явление Христа народу»

Целесообразно организовать поисковую работу учащихся, возможна работа по группам.

1. Краткая справка о художнике и его творчестве (информация дается либо учителем, либо заранее подготовленным учеником).

Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил “вольноприходящим” учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: “Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”, а в 1827 г. - большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: “Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”. Эти картины наряду с такими произведениями как: “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры” (1829), “Явление Христа Марии Магдалине” (1835) -принадлежат раннему периоду творчества Иванова и отличаются уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем.

Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы.

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования. За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина” (1831-33). Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 г.). Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика.

В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.

2. Что собой представляет сюжет картины? (На первом этапе целесообразно организовать экспромтное обсуждение сюжета, а затем уточнить сюжет, привлекая сведения из истории искусства).

Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына.

3. Какие персонажи изображены на полотне, опишите их.

Почти все персонажи «Явления Христа народу» выдвинуты на первый план картины и образуют вытянутую, ритмично построенную группу; только в правой части композиции толпа показана в виде процессии, движущейся из глубины.

Фигура Христа выделена из толпы и помещена отдельно от всех, в глубине картины. Огромное пустынное пространство окружает одинокую, мерно движущуюся фигуру и придает ей особую торжественность и величие. Вместе с тем изображение Христа отличается естественностью и простотой. Выразителен и образ Иоанна Крестителя. Он представляет собою как бы второй центр картины. Пророк величественным жестом указывает толпе на приближающегося Христа. Движения Иоанна полны торжественности и одновременно напряженной страстности. Его вдохновенное лицо с огромными скорбными глазами выражает непоколебимую твердость духа, фанатическую убежденность и глубокое внутреннее волнение.

Слева от пророка изображена группа апостолов – будущих учеников Христа. Иванов с поразительной силой проникновения сумел передать юношескую впечатлительность и порывистость молодого Иоанна, наивное благочестие старого рыбака Андрея, печальный скепсис Нафанаила. Еще левее, у самого края картины, изображены две фигуры - дряхлый старик и цветущий юноша, с одинаковым радостным волнением прислушивающиеся к речам пророка. А под ними - ярко испещренные многоцветными отражениями воды Иордана.

4. Как автор картины показывает природу? Какова её роль?

Пейзаж изображает долину Иордана, пустынную и холмистую, с купой оливковых деревьев у самого берега реки. Вдали видны оливковые рощи, и среди них едва заметны белые здания Иерусалима. Цепь синеющих гор замыкает горизонт и сливается с чистым голубым небом. Такое монументальное изображение природы символизирует покой и вечность.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

 

1. Гомжина З.А. Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства // Начальная школа. - № 7, 2009 г.

2. Дерябина В.А. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. // http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/

3. Корепина Л. Работа с иллюстрациями на уроках чтения // Начальная школа. - №2, 1990 г.

4. Мастер-класс "Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКИСЭ" (тезисы выступления). Автор - Максимов Алексей Сергеевич, педагог МОУ "Эммаусская СОШ" Калининского района Тверской области. 16.01.2013 //http://www.tiuu.ru/content/pages/248.htm

5. Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Составитель: В.Ф. Покасов.

6. Молодцова Н.Г. «Развитие у младших школьников способа понимать смысл зрительного образа». «Начальная школа» № 2, 2004 г.

7. Новицкая М.Ю. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе ОРКИСЭ // orkseh

8. Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Книга для педагога под ред. Г.Ф. Суворовой. – Москва, «Просвещение», 1990 г.

9. Чиндилова О.В. Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе” (презентация)

10. Локтева О.Б. С чувства должно начинаться восприятие искусства». «Начальная школа» № 9, 1998 г.

11. Дерябина В.А. Меᴛодика рабоᴛы с иллюсᴛраᴛивным маᴛериалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. //http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/

12. Дерябина В.А. Меᴛодика рабоᴛы с иллюсᴛраᴛивным маᴛериалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. //http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/

13. Дерябина В.А. Меᴛодика рабоᴛы с иллюсᴛраᴛивным маᴛериалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. //http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/

14. Масᴛер-класс "Рабоᴛа с иллюсᴛраᴛивным маᴛериалом и средсᴛвами наглядносᴛи на уроках ОРКСЭ" (ᴛезисы высᴛупления). Авᴛор - Максимов Алексей Сергеевич, учиᴛель МОУ "Эммаусская СОШ" Калининского района Тверской обласᴛи. 16.01.2013 //http://www.tiuu.ru/content/pages/248.htm

15. Корепина Л. Рабоᴛа с иллюсᴛрациями на уроках чᴛения // Начальная школа. - №2, 1990 г.

16. Корепина Л. Рабоᴛа с иллюсᴛрациями на уроках чᴛения // Начальная школа. - №2, 1990 г.

17. Дерябина В.А. Меᴛодика рабоᴛы с иллюсᴛраᴛивным маᴛериалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. //http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/

18. Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Составитель: В.Ф. Покасов.

19. Мастер-класс "Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКСЭ" (тезисы выступления). Автор - Максимов Алексей Сергеевич, учитель МОУ "Эммаусская СОШ" Калининского района Тверской области. 16.01.2013 //http://www.tiuu.ru/content/pages/248.htm

20. Методические рекомендации по сопровождению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Составитель: В.Ф. Покасов.

21. Новицкая М.Ю. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе ОРКСЭ

22. Мастер-класс "Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКСЭ" (тезисы выступления). Автор - Максимов Алексей Сергеевич, учитель МОУ "Эммаусская СОШ" Калининского района Тверской области. 16.01.2013 //http://www.tiuu.ru/content/pages/248.htm

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: