Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

«Использование сенсорной комнаты в работе

Педагога-психолога ДОУ»

Сообщение

На районном методическом объединение

Педагогов-психологов ДОУ

Подготовила

Педагог-психолог

Высшей категории

Шишкова Е.А.

Г. Сергиев Посад

Апрель 2013 г.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

Сенсорная система — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.

Также сенсорными системами называют анализаторы. Понятие «анализатор» ввёл российский физиолог И. П. Павлов. Анализаторы (сенсорные системы) — это совокупность образований, которые воспринимают, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма.

Орган чувств — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая, благодаря своим рецепторам, получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней среды и внутренней среды организма.

Дистантные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.

Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение.

Органы чувств у человека.

Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств:

1. глаза (зрение),

2. уши (слух),

3. язык (вкус),

4. нос (обоняние)

5. кожа(осязание).
Существует мнение, что есть шестое чувство: вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве).

Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует её (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.

Видов внешних ощущений 6 (моторика не имеет отдельного органа чувств, но ощущения вызывает). Человек может испытывать 6 видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения (ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела).

Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.


Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух, потом он все пробует «на зуб». Начиная с 1 года, обогащается сенсорный опыт в разных видах деятельности. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик), одновременно воспринимая их (гладит, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает). С помощью взрослого упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой синий мяч, маленький красный мяч, большой черный мишка, маленький белый мишка). Далее наступает период младшего дошкольного возраста, и ребенок идет в детский сад. Сенсорное развитие стоит первым в направлении «Познавательно-речевое развитие» программы ДОУ, основная задача которого - формирование познавательных процессов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

Задачи этого раздела, в первой младшей группе следующие: продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Формирование умения обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький, пушистый и др.

Во второй младшей группе: создание условий для ознакомления с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.д.); развитие умения различать звучание музыкальных инструментов, родной речи. Совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету; обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи; развитие образных представлений (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

В средней группе продолжается работа по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Развиваются умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

В старшей группе: развитие восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Развитие умения сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы, игрушки такой же формы, такого же цвета; чем они похожи и чем отличаются и т.д.).

Продолжение знакомства с цветами спектра, формирование умения различать по светлоте и насыщенности, знакомство с природными названиями цветов (малиновый, салатовый, лимонный и т.д.).

Продолжение знакомства с геометрическими фигурами, плоскостными и объемными формами.

Расширение представлений о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т.п.). Совершенствование глазомера.

Подготовительная группа. Развитие всех основных органов чувств и сенсомоторных способностей.

Совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.

Развитие умения созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

Расширение представлений о качестве поверхности предметов и объектов.




double arrow
Сейчас читают про: