Выполнить задание до 26. 05. 2020

Гр. 14 ГД

Литература 25.05.2020

Урок №.129 Тема. Обстановка в стране во второй половине 20-го века.

Лекционный материал.

Основным событием в стране и в литературе во 2-ой половине 20-го века было такое явление, как «оттепель», названное так писателем Ильей Эренбургом и повлиявшее как на общественную, культурную, так и литературную жизнь в России. Это было время тревог и ожиданий, надежд и разочарований. После смерти Сталина, в преддверии 20-го съезда, а особенно после того, как стал известен доклад Хрущева о культе личности Сталина, в общественном сознании возникло ощущение близких перемен, теперь уже благоприятных. Наступила «оттепель» – начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. Она была для писателей некоторым освобождением от прежних догм, строгой цензуры. Произошло «потепление» общественного и литературного климата. Одним из первых произведений, запечатлевших едва обозначившиеся в духовной жизни тенденции, стала повесть Ильи Эренбурга «Оттепель». Человек перестает восприниматься как «винтик», происходит открытие «маленького мира» обыкновенных человеческих чувств. В произведении звучит мотив оттаявшего сердца. Теперь обыкновенному человеку и его повседневной жизни уделяется пристальное внимание. «Оттепель» проходила в несколько этапов.

Первый отрезок «оттепели» (1953-1954) связан с освобождением от предписаний нормативной эстетики, «правил» подхода к действительности, отбору «правды» и «неправды».

Второй этап (1955-1960) – это уже не сфера теории, а серия художественных произведений, утверждавших право писателя видеть мир каков он есть. Это и роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» и повести Тендрякова, Овечкина и др.

Третий и последний отрезок «оттепели» (1961-1963) правомерно связан с романом Ю. Бондарева «Тишина», пьесами В. Розова.

Особое значение в период «оттепели» имели литературно-художественные журналы в России: «Новы мир», «Юность», «Октябрь», альманах «Литературная Москва» и др., становившиеся идейными оппонентами консерваторов. Их значение и в том, что они были явлением не только литературы, но и общественной жизни, политики, формировали общественные идеалы, служили полигоном для испытания тех или иных идей. На их страницах присутствовали споры, обсуждения противостоящих лагерей.

Одной их характерных примет «оттепели» была резкая поляризация сил, открытая борьба всех против всех. Авторы и читатели получили возможность выбирать свое литературно-художественное издание.

ЗАДАНИЯ:

1. Знать материал лекции.

2. Письменно ответить на вопросы:

а) что такое «оттепель» в истории нашей страны и в литературе;

б) с какого исторического события и когда она началась;

в) какие изменения происходили в литературе;

г) какова была роль литературно-художественных журналов в России в тот период;

д) назовите эти журналы.

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДО 26.05.2020

Гр. 14 ГД

Литература 25.05.2020

Урок №130. Тема. Э. Хемингуэй «Старик и море».

Лекционный материал.

Американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) отличался умением прямо глядеть в лицо жизни, твердостью жизненной позиции (охотник, рыболов, военный корреспондент, солдат).

Ведущая тема его произведений: мужество, стойкость, упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее обрекающими на поражение. Произведения его о «потерянном поколении», вернувшемся с империалистической бойни без иллюзий и веры в будущее: роман «Прощай, оружие!», «Смерть после полудня», «По ком звонит колокол».

Одной из лучших была его повесть «Старик и море» (1952). В повести раскрыты философия и миропонимание автора: вера в человека и силу его духа, утверждение необходимости братства людей и в то же время трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу ни к чему не привели.

Действие повести ограничено несколькими днями и одним частным случаем: старику рыбаку удалось изловить в море огромную рыбу, но по пути к берегу ее пожирают акулы, и он остается ни с чем.

«Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул». Э. Хемингуэй.

ЗАДАНИЯ:

Письменный пересказ содержания повести.

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДО 26.05.2020

 

Гр. 14 ГД

Литература 25.05.2020

Урок №131. Тема. Основные направления и течения художественной прозы 1950–1980-х годов.

Лекционный материал.

I. 50-80-е годы 20-го века – это сложный и многогранный период развития русской литературы

1.Это многогранный период отечественной словесности под названием советской литературы, унифицированной, подцензурной, направленной по единому методу соцреализма. Творческие возможности писателей ограничивались цензурой, поэтому многие из них становились диссидентами.

2.Период «оттепели» после 20-го съезда – иллюзия, что свобода в творчестве, литературе, искусстве восторжествует. Период продлился недолго, сменившись вновь партийно-бюрократическим диктатом с задачей формирования «нового человека». Несмотря на препоны было создано много интересных произведений Леонова, Твардовского, Пастернака, Солженицына, Шукшина, Шаламова, Распутина.

II. Основные направления и течения в литературе 50-80-х годов 20-го века.

 1. «Деревенская проза» – тема деревни: изображение горькой правды деревенской жизни, вымиранием деревень: Ф. Абрамов «Братья и сестры» – история трех крестьянских поколений деревни Пекашино, показ семьи Пряслиных как суровой реальности.

В. Распутин – проблема выбора пути жизни и смерти, духовной и физической: «Пожар», «Прощание с Матерой».

В. Шукшин – рассказы: «Сельские жители», «Беседы при ясной луне», «Чудик», «Одни» – галерея деревенских жителей: шоферы, трактористы, рядовые крестьяне и председатели. Писатель исследовал человека-недогматика.

2. «Лагерная проза».

На рубеже 60-70-х годов – поворот литературы к истинному реализму. В 1962 г. в журнале «Новы мир» публикуется «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, открывшего в литературе тему ГУЛАГа.

В. Шаламов «Колымские рассказы» – цикл рассказов о людях в политических лагерях. Показана бесчеловечность лагерной жизни. Книга издана в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. «Последний бой майора Пугачева».

3. «Городская проза».

В 70-е годы появился этот термин с повестями и романами Ю. Трифонова ­о людях средней интеллигентности и материального достатка – горожане: служащие, инженеры, гуманитарии, просто соседи. Повесть «Обмен» – о нравственном обмене ценностями.

4. «Окопная правда», или «Лейтенантская проза»

– правда о войне глазами воевавших, в основном лейтенантов:

а) М. Шолохов «Судьба человека»

б) К. Воробьев «Убиты под Москвой»

в) Ю. Бондарев «Горячий снег»

г) В. Гроссман «Жизнь и судьба» и др.

5. Тема экологии.

В. Астафьев «Царь-рыба» – проблема нравственности и экологии, браконьерства.

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» – главный герой Егор Полушкин – «святой чудик».

ЗАДАНИЯ:

1. Знать материал лекции.

2. Написать сжатое изложение содержания одного из указанных произведений и указать его тему.

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ДО 26.05.2020

 

Гр. 14 ГД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: