Могу сделать вывод, что благодаря исследованию, я выявила у себя некоторые проблемы, которые мешают мне находиь общий язык с некоторыми людьми. Буду над этим работать.
Задание 2.2Оцените личную ролевую позицию в межличностных отношениях на основе методики Э. Берна.
Методика направлена на выявление ролевых позиций в межличностных отношениях человека в соответствии с моделью Эго-состояний Э. Берна, разработанной им в рамках трансактного анализа. Тест позволяет также диагностировать сочетания (гармоничность) трех Эго-состояний («родитель», «взрослый», «ребенок») в поведении человека.
Инструкция: Оцените приведенные ниже высказывания в баллах от 0 до 10.
1. Мне порой не хватает выдержки. 8
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 6
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. 0
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях. 5
5. Меня провести нелегко. 2
6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 7
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 10
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. 7
9. Каждый должен выполнять свой долг. 6
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 7
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 7
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 5
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 10
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 8
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей. 4
16. Я – увлекающийся человек. 7
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность. 6
18. Мои взгляды непоколебимы. 8
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.5
20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны. 10
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств. 1
Обработка результатов
Суммируйте поставленные баллы по следующим категориям:
Д - «Дитя» - 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – 49
В - «Взрослый» - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – 42
Р - «Родитель» - 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – 24
Интерпретация результатов
Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.
Подготовить видео ролик на 1 минуту
Рекомендуемые темы видео роликов:
1. Успех для меня это….
2. В людях я ценю больше всего…
3. Время – деньги…
4. Моя мечта…
5. Есть качество, которое поможет мне достичь успеха…
6. Могут ли все быть счастливыми?
7. Я выбрал (а) интересную специальность…
8. Я стану профессионалом, когда…
9. Мой любимый автор…
10. Главное для меня в жизни…
11. Уверенность – половина победы.
12. Ошибается тот, кто ничего не делает.
13. Самая лучшая работа – это хобби.
14. На своих ошибках учатся, на чужих — делают карьеру.
15. Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем (Пифагор).
16. Все в моих руках.
17. Моя семья – моя крепость.
18. «Личность начинает жить лишь после того, как ей удалось превзойти саму себя» (Энштейн).
19. «Время – это то же самое, что и деньги, если не растрачивать его понапрасну, то хватит на все» - Г. Левис.
20. Своя тема____________
Критерии оценки выступления:
Выступление привлекает внимание слушателей, хочется узнать, что будет дальше | 5, 4, 3, 2, 1 | Вступление не интересное, внимание слушателей не удалось привлечь |
Речь правильно поставлена, понятна всем окружающим | 5, 4, 3, 2, 1 | Речь не понятна |
Выступление яркое, эмоциональное и выразительное | 5, 4, 3, 2, 1 | Выступление монотонное, неинтересное |
Текст изложен логически правильно, подкреплен аргументами и фактами | 5, 4, 3, 2, 1 | Текст не логичен |
Запоминающееся заключение | 5, 4, 3, 2, 1 | Выступление без выводов |
Сделайте общий вывод по работе
Для меня было интересным сегодня узнать о двух методиках и проверить их на себе.
Какие личностные характеристики были изучены, что следует развивать и совершенствовать.
Для себя могу сделать вывод о том, что есть некоторая внутренняя скованность, которая в будущем может стать препятствием для достижения профессиональных целей. Поняла, что над этим нужно работать и устранять то, что мне не нравится.
Выполненное задание и видеоролик прикрепляем в виде ссылки в систему moodle
Максимальная оценка за задание 6 баллов.
Литература
1. Курпатов, А. В. Как управлять собой и своей жизнью: 3 главных открытия психологии [Текст]: общественно-политическая литература / А. В. Курпатов. - 5-е изд. - СПб.; М.: Нева, 2006. - 256 с.
2. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: Учебное пособие / Иванова С.В., Болдогоев Д., Борчанинова Э., - 5-е изд. - М.:АльпинаПабл., 2016. - 279 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-9614-4582-4 Режим доступа:http://znanium.com/catalog/product/917619
3. Парахина В.Н. Самоменеджмент: учебное пособие/ Парахина В.Н., Перов В.И., Бондаренко Ю.Р.— Электрон.текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012.— 368 c.
4. Социальная психология развития в 2 ч. Часть 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Н. Толстых [и др.]; под ред. Н. Н. Толстых. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 216 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02674-0. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/79983E4F-C792-435C-BAD0-D56BD8AE625C