МУФТЫ
Определение муфт.
Муфтами - называют устройства, предназначенные для соединения валов и других вращающихся деталей, и передачи вращающего момента
Назначение муфт.
• для соединения валов и осей
• для компенсации смещения осей соединяемых валов, обусловленную неточным изготовлением или сборкой, а также деформациями деталей;
• для демпфирования толчков и ударов, возникающих при работе;
• для управления работой — включение и выключение исполнительного механизма, облегчение запуска машины;
• для регулирования параметров — ограничение частоты вращения машины, предохранение деталей машин от случайных перегрузок.
Классификация муфт.
- по виду энергии, участвующей в передаче движения – механические, гидравлические, электромагнитные;
- по постоянству сцепления соединяемых валов –постоянного соединения (неуправляемые), сцепные, управляемые, и автоматические;
- по способности демпфирования динамических нагрузок - жёсткие, не способные снижать динамические нагрузки и гасить крутильные колебания, и упругие, сглаживающие вибрации, толчки и удары благодаря наличию упругих элементов и элементов, поглощающих энергию колебаний;
|
|
- по степени связи валов - неподвижная (глухая), подвижная (компенсирующая), сцепная, свободного хода, предохранительная;
- по принципу действия - втулочная, продольно-разъёмная, поперечно-разъёмная, компенсирующая, шарнирная, упругая, фрикционная, кулачковая, зубчатая, с разрушаемым элементом (срезная), с зацеплением (кулачковые и шариковые);
- по конструктивным признакам - поперечно-компенсирующая, продольно-компенсирующая, универсально-компенсирующая, шарнирная, упругая (постоянной и переменной жёсткости), конусная, цилиндрическая, дисковая, фрикционная свободного хода, храповая свободного хода.
Классификация муфт по характеру соединения валов (механического, электрического, гидравлического действия).
• Муфты механического действия:
а) жесткие (глухие) — практически не допускающие компенсации радиальных, осевых и угловых смещений валов;
б) компенсирующие — допускающие некоторую компенсацию радиальных, осевых и угловых смещений валов благодаря наличию упругих элементов (резиновых втулок, пружин и др.);
в) фрикционные — допускающие кратковременное проскальзывание при перегрузках.
• Муфты электрического (электромагнитного) действия.
• Муфты гидравлического или пневматического действия.
В электрических и гидравлических муфтах, используют принципы сцепления за счет электромагнитных и гидравлических сил.
Классификация муфт по режиму соединения валов (нерасцепляемые, управляемые, самодействующие, предохранительные)
|
|
• Нерасцепляемые (постоянные, соединительные) – соединяют валы, образуют длинные валы.
• Управляемые (сцепные) – соединяют и разъединяют валы в процессе работы, например, широко известная автомобильная муфта сцепления.
• Самодействующие (самоуправляемые, автоматические) – срабатывают автоматически при заданном режиме работы (обгонные, центробежные, предохранительные).
• Предохранительные муфты, разъединяющие валы при нарушении нормальных эксплуатационных условий работы.
• Прочие.
Классификация муфт по степени снижения динамических (жесткие, упругие).
• жесткие, не сглаживающие при передаче вращающего момента вибрации, толчки и удары;
• упругие, сглаживающие вибрации, толчки и удары благодаря наличию упругих элементов — пружин, резиновых втулок и др.
Нерасцепляемые муфты - классификация и назначение.
Нерасцепляемые муфты применяют в машинах и механизмах, в которых при их эксплуатации не требуется разобщение соединяемых элементов. Различают следующие не расцепляемые муфты:
• Жёсткие - не допускающие смещения осей соединяемых валов
• Компенсирующие- позволяющие соединять валы при небольших перекосах осей
• Упругие- у которых соединительным элементом является упругое тело.
Особенности конструкции, параметры нерасцепляемых жёстких муфт (втулочных, фланцевых).
Жесткие втулочные муфты обычно состоят из втулки и двух фиксирующих элементов (шпонок, штифтов) либо муфта и вал имеют шлицевую базовую поверхность. При их использовании смещение осей валов не должно превышать 2 …5 мкм. Муфта может передавать крутящий момент до 12500 и характеризуется малыми габаритными размерами.
Жесткая фланцевая муфта - состоит из двух фланцев,
установленных на концах соединяемых валов и стянутых болтами.
Болты ставят либо с зазором, при этом вращение передается
благодаря силам трения, возникающим между фланцами либо
без зазора - в этом случае вращение передается непосредственно
болтами. Применяют для соединения валов диаметрами
12 … 200 мм в диапазоне крутящих моментов 8 … 45 000 .
9. Особенности конструкции, параметры применения нерасцепляемых компенсирующих муфт (кулачково - дисковой).
Компенсирующая кулачково дисковая муфта - применяется для
соединения валов при передаче крутящего момента в диапазоне
16 … 16000Н∙м и угловом смещении осей валов до зо'. Муфта
состоит: из полумуфт 1 и 2, промежуточного кулачкового диска
3 и кожуха. Для уменьшения износа муфту периодически смазывают
10. Особенности конструкции, параметры применения нерасцепляемых упругих муфт (втулочно - пальцевой, со звездочкой, с торообразной оболочкой).
Упругая втулочно-пальцевая муфта — применяется в электроприводе и
в других случаях для передачи крутящих моментов в диапазоне
6,3 … 16000 Н∙м широко распространена в машиностроении благодаря
простоте и невысокой стоимости изготовления. Момент между полумуфтами
передадим через резиновые гофрированные втулки, надетые на пальцы.
Муфта упругая со звездочкой — состоит из: двух полумуфт с двумя
или тремя торцовыми кулачками, Кулачки входят в соответствующие
впадины резиновой звездочки. Данная муфта компактна и надежна в
эксплуатации и может передавать крутящий момент 2,5 … 400 .
Муфта упругая с торообразной оболочкой — работоспособна при
соединении Валов с угловым смещением осей до 2°‚ осевым смещении
до 4 мм и радиальным смещением до 2 мм. Однако имеет большом
наружный диаметр и часто выходит из строя из-за разрушения оболочки
у заима. Муфта состоит: из двух полу муфт и соединенных между
собой упругой резиновой оболочкой и прижимными кольцами.
|
|
Диапазон передаваемых крутящих моментов 20…40000