Экономическая база российского казачества

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА ДО 2020 ГОДА

 

Введение

 

Общие положения

 

Стратегия развития российского казачества до 2020 г. (далее – Стратегия) представляет собой систему мер в сфере взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственной власти) и органов местного самоуправления с российским казачеством, направленных на реализацию долгосрочных приоритетов, целей и задач государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр-1355.

Применительно к государственной политике в отношении российского казачества в Стратегии развиваются и конкретизируются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.
№ 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 7 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 и иных концептуальных и стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализующих Стратегию, определяется законодательством Российской Федерации.

 


Цель и задачи Стратегии

 

Целью Стратегии является развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы российского казачества при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры.

Основными задачами Стратегии являются:

а) развитие механизма государственной службы российского казачества;

б) поддержка интеграционных процессов в российском казачестве;

в) развитие духовно-культурных основ российского казачества.

 

Принципы реализации Стратегии

 

1. Учет исторических и иных традиций российского казачества при реализации Стратегии.

2. Информационная открытость органов государственной власти и органов местного самоуправления при реализации Стратегии.

3. Концентрация ресурсов и усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и российского казачества на основных направлениях и целях Стратегии.

 

Субъекты реализации Стратегии:

- Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

- Федеральные органы исполнительной власти.

- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- Органы местного самоуправления.

- Всероссийское казачье общество.

- Всероссийское общественное объединение казаков.

 

Современная ситуация в российском казачестве

 

Общая характеристика казачьего движения

 

Российское казачество в настоящее время представлено казачьими обществами и общественными объединениями казаков. В Российской Федерации зарегистрировано 1440 казачьих обществ, общая численность членов войсковых казачьих обществ в 2010 году составила 452424 человек.

По данным Минрегиона России, примерная общая численность членов общественных объединений казаков составляет около 20 тыс. человек.

По результатам всероссийского социологического опроса, проведенного по заказу Минрегиона России, численность организованной части российского казачества, составляет примерно 850 тысяч человек.

По результатам опроса 41,7% относящих себя к казакам респондентов входят в какую-либо казачью организацию.

Социальный портрет казачества по результатам всероссийского социологического опроса предстает в следующем виде. По возрасту среди считающих себя казаками на 4,3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49 лет) и на 5,3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения. Средний возраст атаманов 47 лет. По образовательному уровню среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 2,9% больше имеющих среднее профессиональное образование. По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением. Значимое различие наблюдается только в одной профессиональной группе. Среди казаков на 6,3% больше работников сельского хозяйства и фермеров. Среди казаков 53,6 % составляют горожане. Женщин, идентифицирующих себя с казачеством, в полтора раза меньше, чем мужчин.

Направления деятельности российского казачества:

1. Несение государственной службы российского казачества:

а) несение государственной гражданской, военной[1], правоохранительной, муниципальной службы на общих основаниях,

б) оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления путем участия в:

- охране общественного порядка;

- мероприятиях ГО и ЧС;

- природоохранных мероприятиях;

- защите государственной границы Российской Федерации и др.

2. Военно-патриотическое воспитание молодежи:

- казачьи классы общеобразовательных учреждений, казачьих гимназий, казачьих кадетских корпусов;

- казачьи центры военно-патриотического воспитания;

- спортивные казачьи секции и клубы (конный спорт, казачьи единоборства);

- летние учебно-оздоровительные казачьи лагеря и др.

3. Сохранение и возрождение культурных традиций на базе:

- казачьих фольклорных коллективов;

- казачьих музеев;

- казачьих театров и др.

 

Экономическая база российского казачества

 

Экономическая база казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, включает три основных направления.

 

1. В рамках несения членами казачьих обществ государственной и иной службы.

 

Порядок финансирования государственной службы российского казачества установлен Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в настоящее время установлен в Республике Бурятия, Алтайском крае, Волгоградской, Иркутской, Самарской и Саратовской областях) и органами местного самоуправления муниципальных образований (в настоящее время в городах Кисловодск и Железноводск Ставропольского края).

Вместе с тем, в связи с поэтапным процессом принятия на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, их последующего согласования заинтересованными органами государственной власти, принятия и регистрации новых редакций уставов войсковых казачьих обществ, заключения органами государственной власти и органами местного самоуправления договоров (соглашений) с казачьими обществами, расширение масштабов государственной службы российского казачества в форме оказания содействия казачьими обществами органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении установленных задач и функций ожидается в ближайшие годы.

 

2. В рамках реализации казачьего культурно-исторического компонента на федеральном уровне, а также в региональных и муниципальных программах поддержки казачьих обществ.

 

По состоянию на 2011 год на федеральном уровне единая федеральная программа поддержки казачьих обществ отсутствует. Вместе с тем, культурно-исторические традиции казачества учитываются рядом федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минспорттуризм России, Минкультуры России, Минрегион России, Ростуризм и др.) при разработке новых и при реализации действующих программ.

В 2011 году программные мероприятия по развитию российского казачьего движения и становления государственной службы российского казачества осуществляются в 8 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области и др.). Общий объем финансирования данных программ составил в 2011 г. 255 389,0 тыс. рублей.

 

Таблица 1.

 

№ п.п.

Субъект Российской Федерации

Основание

Финансирование

(тыс. рублей)

2009 г. 2010 г. 2011 г.
1. Республика Адыгея Республиканская целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ Майкопского казачьего отдела Кубанского войскового казачьего общества в Республике Адыгея» на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 31 декабря 2009 г. № 257 - 1434,0 1470,0

2.

Карачаево-Черкесская Республика

Республиканская целевая программа «Поддержка Баталпашинского казачества на 2008-2010 годы», утвержденная Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2008 года № 7-РЗ 1588,92 1673,88 -
Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание казачьей молодежи Карачаево-Черкесской Республики на 2008-2010 годы», утвержденная Законом Карачаево-Черкесской Республики от 17 декабря 2008 года № 95-РЗ 1586,2 1606,04 -
3. Республика Саха (Якутия) Республиканская целевая программа «Государственная поддержка Якутского окружного казачьего общества "Якутский казачий полк" на 2009 - 2011 годы», утвержденная указом Президента Республики Саха 2700,0 3500,0 700,0

4.

Краснодарский край

Краевая целевая программагосударственной поддержки казачьих обществ Кубанского казачьего войска на 2008-2010 годы, утвержденная Законом Краснодарского края от 11 февраля 2008 г. № 1393 74874,0 76786,6 -
Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2010 № 825 «Об утверждении ведомственной целевой программыгосударственной поддержки казачьих обществ Кубанского войскового казачьегообщества на 2011 - 2013 годы» - - 76786,6
5. Ставропольский край Краевая целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ Ставропольского края на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением Губернатора Ставропольского края от 15 апреля 2009 г. № 112-п 9446,5 6165,0 12501,5
6. Астраханская область Комплексная целевая программа «О государственной поддержке казачьих обществ на территории Астраханской области в 2010-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2009 г. № 376-П - 10626 10749,0

7.

Волгоградская область

Ведомственная целевая программа Комитета по делам национальностей и казачества «Обеспечение деятельности казачьих по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области» на 2009-2010 годы, утвержденная приказом председателя Комитета от 30 июня 2008 г. № 67 32022,0 32179 -
Ведомственная целевая программа Комитета по делам казачества Администрации Волгоградской области «Обеспечение деятельности казачьих обществ по несению государственной и иной службы на территории Волгоградской области» на 2011-2012 годы, утвержденная приказом председателя Комитета по делам казачества Администрации Волгоградской области от 21 декабря 2010г. № 139 - - 32055,0
8. Ростовская область Областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007-2011 годы, утвержденнаяпостановлением Администрации Ростовской области от 26 декабря 2008 г. № 604 108549,9 96363,8 121126,8
9. Тюменская область раздел «Поддержка мероприятий казачьих обществ в деле возрождения традиционной казачьей культуры» долгосрочной целевой программы «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области» на 2009-2011 гг., утвержденная распоряжением правительства Тюменской области от 31 декабря 2008 г. 1888-рп 700,0 - -

Итого:

231468 230334 255389

 

Муниципальные целевые программы поддержки казачьих обществ действуют в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской области. Общий объем финансирования данных программ составил в 2011 г. 849,0 тыс. рублей.

 

Таблица 2.

№ п.п.

Муниципальное образование

Источник финансирования

Размер

(тыс. рублей)

2009 г. 2010 г. 2011 г.
1. г. Азов (Ростовская область) Муниципальная целевая программа «Поддержка казачества города Азова на 2007 – 2009 годы», утвержденная решением Азовской городской Думы от 22 декабря 2006 № 143 40 -  
2. г. Георгиевск (Ставропольский край) Городская целевая программа «Муниципальная поддержка Георгиевского городского казачьего общества Ставропольского окружного Казачьего общества Терского войскового казачьего общества на 2009 – 2011 годы», утвержденная решением города Георгиевска  от 6 ноября 2008 г. № 213-20 300 300 350
3. Камышинский район (Волгоградская область) Районная целевая программа «Программа мер социальной поддержки (защиты) населения Камышинского муниципального района на 2009 - 2011 гг.», утвержденная постановлением администрации Камышинского муниципального района от 18 декабря 2009 г. № 1237-п. 25 10 10
4. г. Краснодар (Краснодарский край) Муниципальная ведомственная целевая программа возрождения и развития историко-культурных традиций Кубанского казачества в муниципальном образовании город Краснодар на 2009 год, утвержденная постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 3 июля 2009 г. № 2333 1440 - -
5. г. Крымск (Краснодарский край) Муниципальная целевая программа «О поддержке Крымского городского казачьего общества Таманского отдела» на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края от 23 марта 2010 г. № 372 - 389 389
6. Новоселицкий район (Ставропольский край) Районная целевая программа «Муниципальная поддержка казачьих обществ Новоселицкого района на 2010 - 2012 годы», утвержденная постановлением администрации Новоселицкого муниципального района Ставропольского края от 30 июля 2009 г. № 112 - 100 100
7. г. Таганрог (Ростовская область) Городская целевая программа «Поддержка казачества г. Таганрога на 2008-2010 гг.», утвержденная решением Городской Думы г. Таганрога от 27 сентября 2007 г. № 526 195 207 -

Итого:

2000 1006 849

 

3. В рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой в уставных целях.

 

Развитие экономической базы казачества зависит от активности казачьих обществ в реализации предпринимательской деятельности, и от оперативности в реализации заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления механизмов финансирования государственной и иной службы российского казачества.

Предпринимательская деятельность осуществляется казачьими обществами войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ.

Основной вид деятельности – сельское хозяйство. Участие казачьих обществ в сельскохозяйственном производстве в масштабах страны незначительно поскольку оно не является основным для казачьих обществ и носит вспомогательный характер.

В войсковых казачьих обществах имеются предпринимательские структуры, учредителями которых являются казаки как частные лица, их финансовое сотрудничество с казачьими обществами носит непостоянный и зачастую благотворительный характер.

Казачье общество, как некоммерческая организация, может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность в уставных целях, что предполагает возможность участия казачьих обществ ввыполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время казачьи общества, либо образованные ими предприятия недостаточно задействованы в выполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: