1. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм;
б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм;
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
г) реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм.
2. Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»:
а) между человеком и стихией;
б) между личностью и государством;
в) семейный конфликт (Евгений-Параша);
г) между разумом и чувством.
3. Чем заканчивается сцена бунта Евгения в поэме «Медный всадник»?
а) Евгений побеждает в споре;
б) Евгений наказывается безумием;
в) Петр I побеждает в споре;
г) результат спора неясен.
4. К какому художественному направлению относится поэма «Демон»?
а) романтизму;
б) сентиментализму;
в) классицизму;
г) реализму.
5. Какое звание было у Ковалёва («Нос»)?
а) капитан;
б) майор;
в) поручик;
г) коллежский асессор.
6. Укажите, каков социальный статус Кабанихи (А.Н.Островский. «Гроза»)
а) мещанка;
б) крестьянка;
в) дворянка;
г) купчиха.
7. Как называется статья Н.А. Добролюбова, посвященная драме «Гроза»?
а) «Что такое обломовщина?»;
б) «Темное царство»;
в) «Луч света в темном царстве»;
г) «Когда же придет настоящий день?»
8. Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов»:
а) Петербург;
б) город NN;
в) Москва;
г) тульское имение Обломова.
9. Идеологическая борьба между западниками и славянофилами – черта эпохи:
а) 40-х гг. XIX века;
б) 60-х гг. XIX века;
в) 70-х гг. XIX века.
10. Что означает в романе «Отцы и дети» слово «нигилист»?
а) революционер-демократ;
б) человек, отрицающий все, кроме своего опыта и своих ощущений;
в) циник-плебей;
г) невежественный человек.
11. Кто из героев романа Тургенева считал любовные чувства «романтизмом, белибердой, непростительной дурью, болезнью», а сам влюбился самозабвенно?
а) Аркадий;
б) Евгений Базаров;
в) Николай Петрович.
12. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
а) А.Н.Островский;
б) М.Е.Салтыков-Щедрин;
в) Ф.М.Достоевский;
г) Л.Н.Толстой.
13. В какой сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мужик, накормив тунеядцев, свил веревку, чтобы они привязали его к дереву, дабы он не убежал?
а) «Карась-идеалист»;
б) «Медведь на воеводстве»;
в) «Либерал»;
г) «Как один мужик двух генералов прокормил».
14. Как объясняет Раскольников Соне Мармеладовой, почему он убил Лизавету?
а) из-за нехватки средств к существованию;
б) чтобы помочь матери и сестре;
в) чтобы проверить свою теорию;
г) чтобы спасти детей Катерины Ивановны от голодной смерти.
15. Какие события подталкивают Раскольникова на решение о «праве человека на убийство» во имя спасения человечества?
а) трагическая судьба Сонечки Мармеладовой, принявшей «желтый билет»;
б) несостоявшееся замужество сестры Дунечки;
в) голодные дети Катерины Ивановны;
г) личные амбиции об избранном человеке.
16. Чем объясняет главный герой «Очарованного странника» свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным огнем переплыл реку Койсу с канатом для наведения моста)?
а ) личной храбростью;
б) божьим благословением;
в) своей греховностью, из-за которой его не принимает ни вода, ни земля.
17. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» упросил своих родителей при отъезде из Москвы в Отечественную войну 1812 года оставить богатство, а подводы отдать для раненых?
а) Элен Курагина;
б) Соня;
в) Марья Болконская;
г) Наташа Ростова.
18. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» свои жизненные искания связывал с масонством (учением вольных каменщиков)?
а) Пьер Безухов;
б) Ипполит Курагин;
в) Андрей Болконский;
г) Долохов.
19. Как называется понятие, определяющее духовное падение Дмитрия Старцева в рассказе «Ионыч»?
а) ассимиляция;
б) градация;
в) эволюция;
г) деградация.
20. Кто из персонажей пьесы «Вишневый сад» приобрел имение, прекраснее которого нет во всем свете?
а) Леонид Гаев;
б) Ермолай Лопахин;
в) Любовь Андреевна;
г) Симеонов-Пищик.
Задания с выбором НЕСКОЛЬКИХ ответов
21. Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий:
а) Платон Каратаев;
б) Пьер Безухов;
в) Федор Долохов;
г) Анатоль Курагин;
д) Наташа Ростова;
е) Андрей Болконский.
22. Назовите поэтов, в творчестве которых встречается стихотворение «Пророк»:
а) А.С.Пушкин;
б) Н.А.Некрасов;
в) М.Ю.Лермонтов;
г) Ф.И.Тютчев.
23. В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:
а) Ермил Гирин;
б) Яким Нагой;
в) Кудряш;
г) Савелий;
д) Матрёна Тимофеевна;
е) Феклуша.
Задания на установление соответствия
24. Между персонажем и его характеристикой:
1) командуя батареей, сдерживал четырьмя пушками натиск армии французов, забыв о страхе и смерти, а перед начальством робел и терялся;
2) «маленький и ничтожный», с «неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками», «самовлюбленный и самонадеянный властитель»;
3) «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти… Кроме того, он был рассеян»;
4) знал, что решает участь сражения «та неуловимая сила, называемая духом войска, и следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти»
Персонаж:
а) Кутузов;
б) Наполеон;
в) Пьер Безухов;
г) Анатолий Курагин;
д) капитан Тушин;
е) Андрей Болконский.
Узнайте героя (героиню )
25. Какому персонажу в пьесе «Вишневый сад» принадлежат эти слова: «О, мои грехи! Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая»?
26. Герой пьесы «Гроза» при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался.
27. Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Задания с кратким ответом
28. Кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба»?
29. Укажите, какой предмет преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.
30. Какой конфликт отражает роман «Отцы и лети»?
Четвёртое июня
Тест
Литература ХІХ века
Вариант