Анализ рассказа «Печенег» (1887)

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ

Анализ повести А.П.Чехова «Степь»

История создания

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым. «Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.

2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир. Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.

3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов. Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.

4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов. Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.

5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов. Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения. Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.

6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.

7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей, имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.

Описание степи

Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Темы

Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

1. сострадание к человеку, природе;

2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;

3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;

4. поиск своего места в жизни;

5. жизнь и смерть;

6. любовь к своей Родине.

Проблематика

Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

1. Проблема бездеятельности как основы национального менталитета. Одна из центральных мыслей в повести заключается в том, что русский человек не умеет жить настоящим, он живёт воспоминаниями. А это значит, что будущего у таких людей нет.

2. Всё произведение пронизывает мотив песни. Не случайны образы бывшего певчего и Константина, который от счастья не может усидеть на месте: душа поёт и требует поделиться радостью с другими людьми.

3. Серьёзной проблемой является бесконечное одиночество человека перед лицом Вселенной. Решение этой проблемы требует приложения многих сил и терпения.

4. Чехов пытается ответить на вопрос – что такое человеческая жизнь и что значит «жить»? Таким образом, он затрагивает вечную проблему таинственности цели бытия. Ответ на него лежит за пределами «Степи» и связан с будущим поколением, представителем которого в повести выступает Егорушка.

5. Влияние природы на человека тоже занимает писателя, он анализирует, как пейзаж способен отразиться на характере и состоянии людей. Увы, есть те, кого сказочные виды не могут завлечь и вдохновить. Эти наблюдатели слишком увлечены цивилизацией и ее дарами, чтобы заметить что-то величественное, вечное, всемогущее. Они равнодушны к окружающему миру, и это очень большая беда, ведь увеличение числа таких обитателей Земли ведет к потере уважительного и бережливого отношения к богатствам и красотам планеты.

Идея

Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

Анализ рассказа «Печенег» (1887)

Рассказ был написан во время пребывания Чехова в Ницце. «Печенег» был отправлен редактору газеты «Русские ведомости». Впервые он был опубликован 2 ноября 1897 года в выпуске «Русских ведомостей»№ 303. Отредактированную версию рассказа Чехов позднее включил в девятый том своего собрания сочинений, опубликованных Адольфом Марксом в 1899-1901 гг.

История написания

В 1887 году Чехов побывал на севере Донской области. Сюжет рассказа во многом основан на опыте этого путешествия. По словам писателя П. Сурожского, два рассказа: «Печенег» и «В родном углу» – имеют в себе некоторые детали, которые могут указывать на северные районы Таганрога. «[в них] упоминается Донецкая железная дорога, две безымянные степные станции и станция Провалье», – утверждал Сурожский.

Я. Я. Полфёров цитировал слова самого Чехова, который говорил о содержании этих рассказов и местах, описываемых в них: «Мне больно было видеть, что такой простор, где все условия созданы, казалось, для широкой культурной жизни, положительно окутан невежеством и притом невежеством, исходящим из правящей офицерской среды. Тут виноваты другие, вне власти казаков стоящие, причины, но эта главная. Будь офицер, который на самом деле является главным воспитателем казака, образованнее, культурнее духовно, я уверен, что не было бы такого невежества и „печенеги“ все бы перевелись».

Творческая история рассказа «Печенег» – это путь от анекдотической фразы-заготовки до впечатления «довольно-таки удручающего».

На стр. 67 записной книжки I А. П. Чехова записана заготовка к рассказу: «А это, рекомендую, мать моих сукиных сынов». В той же книжке описан и сюжет рассказа: "X приехал к приятелю Z ночевать, Z вегетарианец. Ужинают. Z объясняет, почему он не ест мяса. X все понимает, но недоумевает: «Но для чего же в таком случае свиньи?». X понимает всякое животное на свободе, но не понимает свободных свиней. Ночью он не спит, мучается и спрашивает: «Для чего же в таком случае свиньи?».

 

Сюжет

Действие рассказа происходит в вагоне Донецкой железной дороги и на хуторе, который зовется «Печенегов хутор», у отставного казачьего офицера Ивана Абрамыча Жмухина, прозванного за дикий нрав Печенегом. «Много лет назад какой-то проезжий землемер, ночевавший на хуторе, проговорил всю ночь с Иваном Абрамычем, остался недоволен и утром, уезжая, сказал ему сурово: «Вы, сударь мой, печенег!»

«Печенег» Жмухин доживает свою жизнь. Он едет из города, где писал у нотариуса завещание: с ним приключился легкий удар. Мы знакомимся с ним в тот момент, когда им владеют «грустные, серьезные мысли о близкой смерти, о суете сует, о бренности всего земного». На станции Провалье в его вагон вошел белокурый господин средних лет, частный поверенный, и сел против. В разговоре с ним Иван Абрамыч посетовал, что поздно женился, а лучше бы вовсе не женился, поскольку жена ему в тягость, его двое детей не могут получить образование, поскольку на это нет денег. Белокурый господин ехал в расположенную недалеко от хутора Ивана Абрамыча деревню Дюевку, и тот пригласил его к себе переночевать.

 «Печенег» – рассказ о том, как прогостил «белокурый господин» у Жмухина вечер и ночь, а с ранним рассветом, не дождавшись утра, уехал: не мог больше находиться на Печенеговом хуторе.

В хуторе их встретили сыновья Жмухина, развлекающиеся расстрелом подброшенных в воздух кур, и жена Жмухина. За ужином выяснилось, что господин поддерживает вегетерианство, жалеет животных и считает, что их грех убивать, поскольку они «страдают, как и люди». Жмухин же никак не мог понять, если не убивать животных, куда их тогда девать.

Ночью Жмухину не спалось, он думал о душе, о старости, о смерти, хорошо бы и ему также отказаться от мяса и от разных излишеств. Перед тем, как заснуть, он вновь завёл разговор с господином – рассказал ему о своей жизни во время службы, о помещике, который нанимал управляющего с требованием, чтобы он не платил работникам, а за это получал по десять рублей, о своих сыновьях, которые вырыли умершую от сибирской язвы лошадь и продали её шкуру. Всю ночь мучает он гостя бессодержательными разглагольствованиями. Ситуация явно анекдотическая, но комизма в ней нет и в помине.

Утром господин засобирался по своим делам, сел в тарантас и под выстрелы сыновей, убивающих очередного петушка, уехал. Провожала его жена Жмухина. Перед отъездом господин хотел обозвать хозяина печенегом, однако удержался и только в воротах вдруг не вытерпел и громко крикнул: «Вы мне надоели!».

Комизм вытеснен предельно мрачным эмоциональным колоритом повествования, чему способствует и сюжетное обрамление.

 

Образ главного героя

Чехов с присущим ему мастерством рисует фантасмагорическую картину нравственной духоты, источаемой одним-единственным человеком.

Выразительная фамилия «печенега» – «Жмухин» – звучит обычно, как, например, «Мухин». Но есть тут и дополнительный оттенок, никак, конечно, не подчеркнутый, лишенный какой бы то ни было аллегорической однозначности и все же едва заметно дающий о себе знать. «Жмухин», «Жмухинское» – что-то жмущее, давящее.

Жмухин – «старый, сухой и сутулый, с мохнатыми бровями и с седыми, зеленоватыми усами». Первое впечатление от «печенега» – что-то отжившее, с зеленоватыми усами (как будто плесенью покрытыми) – усиливается, когда дается «портрет» Печенегова хутора: «вдали показался невысокий дом и двор, обнесенный забором из темного плитняка; крыша на доме зеленая, штукатурка облупилась, а окна маленькие, узенькие, точно прищуренные глаза». Портрет героя и описание его дома незаметно соотнесены: зеленоватые усы и зеленая крыша, окна, похожие на прикрытые глаза.  

Стоит Печенегов хутор на припеке – «нигде кругом не было видно ни воды, ни деревьев».

Вот описание жмухинского дома: «на стенах висели ружья, ягдташи, нагайки, и вся эта старая дрянь давно уже заржавела и казалась серой от пыли. Ни одной картины, в углу темная доска, которая когда-то была иконой»

Что-то отжившее, ненужное, заржавевшее, смешавшееся со «старой дрянью». Но все это – лишь одна сторона. Не только отжившее, но и заедающее чужой век, не дающее жить другим.

Казачий офицер Жмухин, ныне в отставке проживающий на хуторе, привык к неукоснительно четким установкам, разрядам, параграфам. Все у него ясно и непреложно делится и распределяется. Жмухин груб, дик, колоритен, умственно запущен. К вегетарианству он поначалу отнесся как к новой авторитетной идее, «установке». Он уже старый человек, после приключившегося удара думает о боге, о спасении души, и он согласен отказаться от мяса. Но вот только – куда свиней?

Причем, решая проблему «куда свиней?», Жмухин проявляет не одно только невежество. Он искренне хочет стать лучше: «Вот хорошо бы и ему, старику, совсем отказаться от мяса, от разных излишеств. Время, когда люди не будут убивать друг друга и животных, рано или поздно настанет, иначе и быть не может, и он воображал себе это время и ясно представлял самого себя, живущего в мире со всеми животными, и вдруг опять вспомнил про свиней, и у него в голове все перепуталось». Свиньи, которых некуда деть, оказываются своего рода барьером, через который перешагнуть он в своем напряженном умствовании просто не может.

Измученный мыслями, непривычным интеллектуальным напряжением, он идет к гостю и начинает с ним ночной разговор. Рассказы Жмухина – о жестоких нравах, о дикости его, Жмухина, сыновей и т. п. – производят гнетущее впечатление на гостя. Весь этот поток чудовищных по своей грубости историй и философствований увенчивается трагически неразрешимым вопросом: о свиньях.

В понимании писателя, личность, в жизни которой до чрезвычайности гиперболизировано биологическое начало и, соответственно, отсутствует влияние нравственно-психологического и духовного компонентов, неизбежно оказывается ущербной, не способной на развитие и самореализацию.

 

Образ жены Жмухина

Развитием образа жены Жмухина оттеняется и сам этот давящий «жмухинский» образ.

«В сенях приехавших встретила женщина, маленькая, худенькая, с бледным лицом, еще молодая и красивая; по платью ее можно было принять за прислугу».

Она прокрадывается к гостю «бесшумно, как тень», и робко, «тонким голоском» спрашивает, как отдать в ученье двоих сыновей: «Неграмотные, хуже мужиков, и сами же Иван Абрамыч брезгают, не пускают их в комнаты».

О том, каково ей жить с «печенегом», можно судить из рассказа самого Ивана Абрамыча Жмухина: «Я человек откровенный и скрывать от вас ничего не желаю. Она из бедного семейства, поповна, колокольного звания, так сказать <...> В первый день, как поженились, она плакала и потом все двадцать лет плакала - глаза на мокром месте. И все она сидит и думает, думает. А о чем думает, спрашивается? О чем женщина может думать? Ни о чем. Я женщину, признаться, не считаю за человека».

А когда гость рано утром, в предрассветный час, уезжает, «в это время жена Жмухина, бледная и, казалось, бледнее, чем вчера, заплаканная, смотрела на него внимательно, не мигая, с наивным выражением, как у девочки, и было видно по ее скорбному лицу, что она завидует его свободе, – ах, с каким бы наслаждением она сама уехала отсюда! – и что ей нужно сказать ему что-то, должно быть, спросить совета насчет детей. И какая жалкая! Это «не жена, не хозяйка, даже не прислуга, а скорее приживалка, бедная, никому не нужная родственница, ничтожество...».

Таков путь от юмористической фразы в первой записи: «мать моих сукиных сынов» – к маленькой худенькой женщине с бледным лицом, по платью похожей на прислугу; к заплаканной, жалкой почти девочке, томящейся в неволе, доведенной до положения даже не прислуги, а приживалки, ничтожества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: