Компетенции, необходимые для прохождения экзамена по Модулю
Согласно требованиям стандарта профессиональной деятельности психолога, педагога и ФГОС 3++ высшего образования к практико-ориентированной психолого-педагогической подготовке психологов образования и учителей основного общего образования определена форма и содержание итоговой междисциплинарной аттестации по модулю. В соответствии с этим содержание итоговой междисциплинарной аттестации составлено на базе рабочих программ и фонда оценочных средств дисциплин образовательного модуля и программ педагогической практики, обеспечивающих студенту сформированность учебных и общепрофессиональных компетенций:
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК – 2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации;
ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
ОПК-5. Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
ОПК – 6. Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-8. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
Планируемые результаты обучения при прохождении интегрированного экзамена по дисциплинам модуля, соотнесенные с планируемыми результатами освоения программы магистратуры
Наименование трудового действия | Код, наименование компетенции | Наименование вида работ | Количество недель/зачетных единиц |
Коммуникация Межкультурное взаимодействие Разработка основных и дополнительных образовательных программ Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся Контроль и оценка формирования результатов образования Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности Научные основы педагогической деятельности | УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах); УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; ОПК – 2. Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации; ОПК-3. Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; ОПК-5. Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении ОПК – 6. Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ОПК-8. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований | Устный методологический анализ статьи (предварительно магистрант самостоятельно подбирает статью на английском языке по проблеме своего исследования). | 4/6 |
Выступление студента-магистранта по актуальной проблеме психолого-педагогической науки и практики. | 2 | ||
Научная дискуссия. После выступления магистранту могут быть заданы уточняющие вопросы по содержанию статьи и выступлению.
| 2 | ||
Командная работа и лидерство Коммуникация Межкультурное взаимодействие Взаимодействие с участниками образовательных отношений Научные основы педагогической деятельности | УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений ОПК-8. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований | 2/1 | |
Системное и критическое мышление Командная работа и лидерство Коммуникация Межкультурное взаимодействие Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) Научные основы педагогической деятельности | УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни ОПК-8. Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований | Устный методологический анализ статьи (предварительно магистрант самостоятельно подбирает статью на английском языке по проблеме своего исследования).
| 2/1 |
1. Объем и трудоемкость интегрированного экзамена по модулю 2 «Методологический» в часах и зачетных единицах:
Объем интегрированного экзамена составляет 1 зачетную единицу. Трудоемкость экзамена по модулю – 36 часов.
Междисциплинарная аттестация студентов по итогам освоения образовательного модуля « Научно-исследовательская работа» включает защиту комплекта научно-методических материалов, представляемого в форме проекта по дисциплинам модуля, и задания, выполняемого непосредственно на экзамене.
Для обеспечения работы аттестационной комиссии учебным отделом института готовятся следующие документы:
- распоряжение о составе междисциплинарной аттестационной комиссии. В состав междисциплинарной аттестационной комиссий входят преподаватели, читающие дисциплины модуля, из числа которых назначается председатель комиссии и его заместитель;
- расписание междисциплинарной аттестации и консультаций, утвержденные в установленном порядке;
- сводные аттестационные ведомости;
- программа междисциплинарной итоговой аттестации;
- сводные ведомости о выполнении студентами учебного плана образовательного модуля.
Перед итоговой междисциплинарной аттестацией преподавателями проводятся консультации по дисциплинам образовательного модуля по вопросам организации и проведения научно-исследовательской работы.
Итоговая междисциплинарная аттестация проводится на открытых заседаниях междисциплинарной аттестационной комиссии с участием преподавателей, читающих дисциплины модуля. Результаты аттестационных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления протоколов заседаний междисциплинарной аттестационной комиссии.
Решения междисциплинарной аттестационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Заседания междисциплинарной аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые передаются в учебный отдел института. В протокол заседания вносятся мнения членов комиссий об уровне подготовленности студента, качестве его подготовки, компетенциях, трудовых функциях и трудовых действиях, выявленных в ходе проведения испытания, а также перечень вопросов и характеристика ответов на них, при этом ведется запись особых мнений и т.п.
Примерный график подготовки и проведения итоговой междисциплинарной аттестации представлен в таблице 1.
Таблица 1
Примерный график подготовки и проведения итоговой междисциплинарной аттестации
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные | |
I. | Методическая работа | |||
113. | Разработка (обновление) программы и фонда оценочных средств модуля, рабочих программ модуля
| К началу учебного года | департаменты, Руководитель модуля | |
1.2. | Разработка (обновление) и утверждение списка литературы для подготовки к междисциплинарной аттестации | К началу учебного года | департаменты, Руководитель модуля | |
1.3. | Утверждение списочного состава преподавателей и закрепление учебных
дисциплин модуля | До начала учебного года | Нач. департамента | |
1.4. | Осуществление контроля за ходом выполнения программы образовательного модуля, разработки и апробации учебно-методических материалов вопросам организации и проведению научно-исследовательской работы | Постоянно | Нач. департамента, преподаватели учебных дисциплин модуля, руководитель модуля | |
1.5. | Проведение консультаций по вопросам теории и практики научно-исследовательской работы | По расписанию | Научные руководители магистрантов, преподаватель в соответствии с учебной нагрузкой | |
II. | Организационные мероприятия | |||
2.1. | Разработка и утверждение графика подготовки к итоговой междисциплинарной аттестации по образовательному модулю | До начала учебного года | Зам. директора по учебной работе, начальник учебного отдела | |
2.2. | Контроль за ходом индивидуальной подготовки студентов к итоговой междисциплинарной аттестации по образовательному модулю | Постоянно | Руководители магистерских программ, научные руководители магистрантов, преподаватели модуля, руководитель модуля зав.кафедрами | |
2.3. | Разработка и утверждение расписания консультаций к междисциплинарной итоговой аттестации | За 1 месяц до начала аттестации | Зам. директора по учебной работе, начальник учебного отдела, зав. кафедрой | |
2.4. | Подготовка документации для работы междисциплинарной итоговой аттестации | За 1 месяц до начала аттестации | Начальник учебного отдела | |
7. Содержание интегрированного экзамена по модулю:
Содержание и процедура итоговой аттестации носит междисциплинарный теоретико-методологический характер и соответствует дисциплинам учебного плана модуля. Перечень научно-методических материалов по дисциплинам модуля отражают современные теоретико-методологические, научно-практические и методико-технологические основы организации и проведения научно-исследовательской работы в образовании.
К защите представляется комплект научно-методических заданий, выполняемых заранее и представляемый в экзаменационную комиссию перед экзаменом, и задание, выполняемое непосредственно на экзамене, демонстрирующие степень овладения общекультурных и общепрофессиональных компетенций и трудовых функций
Комплект научно-методических материалов, выполняется магистрантом заблаговременно и состоит из:
Для программ очно-дневной формы обучения:
1. Текста публичного выступления по актуальной проблеме психолого-педагогической науки и практики;
2. Мультимедийной презентации для сопровождения выступления (в электронной форме);
3. Методологический анализ результатов научно-исследовательской работы (статьи на английском языке из зарубежного источника по психолого-педагогической тематике (по выбору студента).