Самостоятельный анализ лингвистического текста

- Откройте учебник на с. 212. Прочитайте текст о том, что такое репортаж. Сравните свои ответы с материалом учебника.

- Как называют очевидцев, тех, кто рассказывает на страницах газеты, на радио, телевидении о событиях (Журналист, репортер, комментатор.)

- В каком жанре также рассказывается о событиях? (Информационная заметка)

- Какие отличия существуют между жанром репортажа и жанром информационной заметки?

 

III. Формирование умений и навыков (5 м.)

1) Нахождение отличий информационной заметки и репортажа. (Тексты распечатаны и лежат на столах учеников.)

Задание. Прочитайте тексты. Какой из текстов является заметкой, а какой репортажем. Обоснуйте свою точку зрения.

Найдите слова, которые подтверждают, что автор был на месте события. Какими словами оценивает автор картину происшествия?

Текст 1.

Птичьи споры.

С приходом весны в птичьем царстве резко повышается спрос на квартиры. Особо остро решается жилищный вопрос между воробьями и скворцами.

В прошлую весну житель города Орла Алимов Е. Не без волнения наблюдал, как в течение недели велась борьба за овладение скворечником, который он повесил возле дома. Воробьи никак не разрешали «въехать» в законную квартиру скворцам. Наконец справедливость восторжествовала. За лето веселая пара вскормила потомство, а когда наступила пора отлета в теплые края, семья скворцов почему-то не спешила. Короче говоря, скворцы не бросили обжитую квартиру и остались зимовать. Правда, в холодные дни им было несладко. Выручали люди, которые организовали подкорку птиц зимой. (А. Макушев, внешт. корреспондент «Известий»).

 

Текст 2.

Ураган.

Мне посчастливилось быть в центре урагана. Я видел его начало и конец: потемнело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными… Наступивший мрак сменился зловеще желтым цветом. Грянула буря, стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Внутри этой крутящейся массы засверкали молнии. Совсем картина разрушения Помпеи! Вдобавок среди зигзагов молний вспыхивали тяжелые огни, и багрово огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути (В.А. Гиляровский)

Вывод. Заметка только называет событие, отвечая на вопросы что, где, когда произошло, а в репортаже воссоздается картина происшествия, рассказывается, как это происходило.

IV. Объяснение нового материала (10 м.)

 

- Обратимся теперь к структуре репортажа, его языковым особенностям.

Осознание существенных признаков речевого явления.

Чтение лингвистического текста (с. 213, 214)

- Прочитаем текст на с. 214.

Беседа

- Как называется начало репортажа?

- Какой тип речи преобладает в зачине?

- Какие языковые средства характерны для зачина?

- Прочитайте текст на с. 214 о других частях структуры репортажа.

Беседа

- Какие еще части выделяются в репортаже? Какие типы речи преобладают в центральной части репортажа.

Запоминание

- Составим таблицу, в которой отразим структуру текста, тип речи и языковые особенности.

Составление типологической схемы репортажа.

 

 

Структура репортажа Тип речи Языковые средства
Зачин – начало репортажа Описание места действия, описание окружающей среды Прямое обращение к читателю, слушателю, односоставные предложения
Центральная часть репортажа Повествование, элементы рассуждения Глаголы в настоящем времени, определенно-личные, назывные предложения, восклицательные предложения, обращения, вводные слова.
Концовка Оценка события Односоставные, двусоставные предложения, оценочная лексика

 

Сейчас мы будем тренироваться определять части репортажа, языковые средства, характерные для этого жанра, редактировать тексты и составлять тексты - репортажи.

 

V.Формирование умений и навыков (8 м.)

 

2)Редактирование текста (начала репортажа). Устная работа (упр. 363)

Цель: научить редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

- Прочитайте начало репортажа. Отредактируйте начало репортажа.

 

Мы находимся в Москве на Красной площади. Подойдем к Храму Василия Блаженного, познакомимся с архитектурой памятника.

 

3) Чтение текста репортажа. Определение языковых средств, используемых в репортаже. Стилистический эксперимент. Устная работа (упр. 364.)

Цель: формирование умений определять языковые средства, используемые в репортаже.

4) Ситуативное упражнение. Составление текста в жанре репортажа. (упр. 365).

Цель: формировать умение составлять текст в жанре репортажа.

 

Проверка: выборочное чтение.

 

VI. Объяснение нового материала (продолжение) (3 м.)

Чтение лингвистического текста о личности автора – очевидца событий(с. 215).

Беседа

Подведем итоги того, что мы узнали о жанре репортаже.

- Назовите признаки репортажа (запись на доске должна быть закрыта до этого момента).

Признаки репортажа как жанра публицистики.

· Содержание репортажа - живой рассказ о событии общественной жизни (рассказ о событии в момент его протекания).

· Цель репортажа – вызвать у читателя или слушателя определенное отношение к событию, аналогичное тому, которое испытывает говорящий или пишущий.

· Точное указание места, времени, участников событий (документальность).

· Личное присутствие автора.

· Выражение впечатлений автора, его оценка.

· Изложение увиденного в форме настоящего времени (репортажное настоящее).

· Сочетание разных типов речи (повествование, описание, рассуждение).

VI. Закрепление (7 м.)

5) Комплексный анализ текста: определение темы и основной мысли, стиля, жанра, типологии текста – репортажа, структурных элементов, языковых средств, выражения авторской позиции (упр. 366).

 

VII. Задавание на дом (2 м.)

Выучить теоретический материал.

Задание на выбор. 1. Упр. 367. Напишите репортаж на тему «Прогулка с собакой», «Мы готовимся к походу», «Наш класс в театре».

2. Упр. 368. Продолжите репортаж по данному началу.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: