Жизнь в служении – заботливое руководство

__________________________________________________________________

   Введение

Когда поначалу, в начале восьмидесятых прошло­го века, мы пришли в Шри Чайтанья Сарасват Матх, все бытовые удобства для преданных были самыми простыми и аскетическими, в особенности по совре­менным стандартам. Тем не менее, под прямым при­смотром и руководством Шрилы Шридхара Махарад­жа мы были счастливы претерпевать любые внешние неудобства ради возможности слушать хари-катху из лотосных уст Его Божественной Милости.

В те дни Шрила Говинда Махарадж, в то время ещё не получивший полномочий севаите- президента-а­чарьи Шри Чайтанья Сарасват Матха, неотступно был благодетелем преданных.

Забота о преданных несо­мненно доставляла ему радость; он хотел лично убе­диться, что у нас есть все необходимое, и должный медицинский уход, и даже лично готовил лекарства, помогая преданным в их затруднениях.

В те дни нель­зя было купить даже питьевую воду в бутылках, а если вы не обладали должной смекалкой и не получали добрый совет – и были готовы ему последовать – то вероятность заболеть была очень высокой.

Но всег­да и прежде всего – Шрила Говинда Махарадж стре­мился привести преданных к лотосным стопам Шри­лы Шридхара Махараджа.

Если же даже Шрила Гуру Махарадж не был расположен беседовать с нами, то Шрила Говинда Махарадж почти всегда ходатайство­вал за нас и, уступая уговорам своего приближенного и любимого слуги, Шрила Гуру Махарадж одарял нас столь великим богатством и милостью. Мы ощущали, что обрели высшие благословения.

 

Жизнь в служении

 

Во время нашего пребывания у лотосных стоп Шрилы Гуру Махараджа нам выпало счастье практи­чески учиться надлежащему поведению и обычаям настоящих вайшнавов – либо слушая об этом от Его Божественной Милости, либо следуя примеру его уче­ников, обитателей Шри Чайтанья Сарасват Матха во главе со Шрилой Говиндой Махараджем.

Нередко нас брал под свою опеку Шрипад Бхакти Прасун Аранья Махарадж (носивший тогда имя Криш­ны Шарана Прабху), взявшийся обучить нас обыча­ям джентльменов и помочь нам забыть наши дурные привычки (которые в то время мы даже не считали «дурными», не благоприятствующими жизни предан­ных).

Аранья Махарадж был строгим наставником и сурово взыскивал с нас, когда мы не дотягивали до его высоких стандартов.

Впрочем, эти его взыскания не приводили нас в уныние, а скорее вдохновляли нас прилагать ещё больше усилий и обрести его священ­ное одобрение.

Не стоит и говорить, что мы никогда не испытывали никаких обид, а иногда нам удавалось даже быть на уровне.

Я помню, как мне была доверена чистка храмовых кувшинов, и мои крайние отчаяние и усталость, вплоть до слёз, когда мне в шестой раз вернули эти кувшины, поскольку они не были доста­точно чисты!

Наконец, один из старших брахмачари, сжалившись надо мной, показал мне способ очистить кувшин, используя половину кирпича, солому, ил и пепел (тогда у нас не было жидких чистящих средств и шершавых синтетических губок, не было даже горя­чей воды!)

Я помню чувство великого внутреннего удовлетво­рения, когда в ожидании своей порции прасада мне позволяли сидеть вместе с индийскими брахмачари, а не с «гостями» (которые в те дни были чрезвычайной редкостью).

Сейчас в Шри Чайтанья Сарасват Матхе Шрила Говинда Махарадж окружил преданных столькими удобствами, и со всех концов света к нам пришло та­кое множество преданных, что, по всей видимости, выпавшее нам счастье лично учиться у преданных культуре их жизни уже не в той мере доступно для всех.

Миссия Шри Чайтанья Сарасват Матха выросла столь значительно, что настал наш черёд передавать эти уроки следующим поколениям.

 

Именно это чувство вдохновило меня на беседы в лондонском Шри Чайтанья Сарасват Матхе,  получив­шие название «Жизнь в служении».

Ощущая потреб­ность и дружескую поддержку преданных по всему миру (эти беседы транслировались через Интернет благодаря энтузиазму моей духовной сестры Шрима­ти Дивьяшари Деви Даси – первой западной ученицы Шрилы Шридхара Махараджа), я составил эту неболь­шую брошюру о принятых нормах поведения и обыча­ях преданных, которые я имел счастье узнать от Шри­лы Гуру Махараджа, от Шрилы Говинды Махараджа, а также от их учеников.

Кто-то, конечно же, может возразить нам, что эти небольшие заметки о культуре и этикете не столь уж важны для преданности, что они относятся больше к «бенгальской культуре» или «индийскости», и что Сознание Кришны выше подобных местечковых норм.

Я бы ответил на подобное замечание так.

Хотя, вооб­ще говоря, подобный взгляд верен, но, основываясь на нем слишком легко «выплеснуть вместе с водой ре­бёнка».

У каждого явления есть своя форма, и жизнь преданных не является исключением, в особенности для садхаков и для всех, вдохновлённых практиковать жизнь в преданности.

Поистине Сам Господь Чайта­нья, Шриман Махапрабху, говорил, что вайшнавский этикет есть украшение, придающее преданному кра­соту в глазах Господа Кришны («Шри Чайтанья-чари­тамрита», Антья-лила, 4.130).

Шриман Махапрабху считал вайшнавский этикет настолько важным, что побудил своего выдающегося последователя Шрилу Рупу Госвами подробно рассказать о нём в его знаме­нитой «Бхакти-расамрита-синдху».

Всё, что изложено в этой брошюре, подтвержда­ется либо авторитетными писаниями гаудия-вайш­навизма, такими как «Бхакти-расамрита-синдху», «Хари-бхакти-виласа» и другие, либо же было лично услышано нами из лотосных уст Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа. Мне бы хо­телось свести воедино здесь все эти сведения об эти­кете, для пользы и ради удобства преданных.

По мере расширения миссии Шри Чайтанья Сара­сват Матха нам требуется образец, который служил бы примером всем нашим центрам и храмам.

Хотя существуют другие миссии, проповедующие по все­му миру гаудия-вайшнавизм, Шри Чайтанья Сарасват Матх обладает своей собственной неповторимой ат­мосферой и сладостью, а идеальным образцом нашей миссии служит Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навад­випе, первоначально зародившийся, в виде замысла, в исполненном преданности сердце Шрилы Гуру Ма­хараджа, и проявленный в этом мире благодаря пре­данному служению Шрилы Говинды Махараджа.

Я на­деюсь, что преданные воспользуются этой брошюрой как средством, способствующим улучшению наших правил и стандартов.

 

Пожалуй, самое важное наставление из оставлен­ных Господом Шри Чайтаньядевом – это Его знамени­тый стих из «Шикшаштаки»:

трна̄д апи сунӣчена тарор ива сахиш̣н̣уна̄ ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

«Лишь тот, кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, кто почитает других и не ожидает почте­ния в ответ, способен постоянно повторять и петь святое Имя Кришны».

Шрила Шридхар Махарадж часто называл этот стих «великой тайной преданности», и, как говорит Шрила Говинда Махарадж, – «Это единственно верный путь подлинной жизни в служении».

И если мы сможем, помимо прочего, развивать в себе смирение, прощение и с почтением относить­ся к каждому, то все правила и ограничения Жизни в Служении станут для нас радостны и совершенно легки. Если же, наоборот, мы горделивы, нетерпимы и неуважительны к другим, считая себя достойными уважения и почтения окружающих, то мы несомненно потерпим неудачу в наших попытках достичь предан­ности, утратим способность служить Святому Имени Кришны.

Невозможно переоценить важность следова­ния этому наставлению Господа Чайтаньи и усилий со всей искренностью поставить его в центр в нашей духовной жизни. Такова наша вера.

 

Краткие рекомендации, данные в этой брошюре, предназначены помочь нам развить эти качества сми­рения, прощения и глубокого уважения в нашей прак­тике духовной жизни.

С молитвой о том, чтобы великодушные предан­ные Шри Чайтанья Сарасват Матха не были строги к неизбежным ошибкам и недостаткам этой брошюры, я предлагаю её лотосоподобным стопам моего люби­мого учителя и духовного наставника, Ом Вишнупа­да Шри Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа, в надежде, что наступит день, когда он узрит мою пригодность к служению его Наставнику и Господину, Ом Вишнупаду Шри Шриле Бхакти Ракша­ку Шридхару Дев-Госвами Махараджу.

В стремлении быть слугой слуги вайшнава, Девашиш Дас Секретарь Лондонского Шри Чайтанья Сарасват Матха 28 января 2010 года, в день явления Шри Нитьянанды Прабху

***

ЧАСТЬ 1

Основы

Четыре принципа нравственного поведения (в действительности пять!)

Всем преданным, получившим посвящение, а также тем, кто стремится получить его, должно следовать правилам нравственного поведения, предписанным «Шримад-Бхагаватам».

Цитата из лекции Шрила Говинды Махараджа: «По самой природе вещей повсеместно есть свои правила и ограничения. Четыре ограничительных принципа – это основа, фундамент жизни каждого. Эти правила подобны знанию алфавита, без знания которого не прочесть никакую книгу».

«Шримад-Бхагаватам» сообщает нам, что некогда Кали избрал нижеописанные пороки в качестве свое­го пристанища. По этой причине нам следует избегать следующего:




double arrow
Сейчас читают про: