При воспевании нам важно ощутить себя в непритязательном и смиренном расположении духа, и в этом умонастроении, памятуя о лотосных стопах Гурудева, поклониться Господу Чайтанье и его приближенным, хранителям святого Имени, и прочесть Панча-таттва маха-мантру:
ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда ш́рӣ-адваита гада̄дхара ш́рӣва̄са̄ди-гаура-бхакта-вр̣нда
Затем мы можем обратиться с молитвой:
«О Харинам, cвятое Имя, пожалуйста яви Себя в моем сердце и танцуй на моем языке. Пожалуйста, сделай меня Твоим смиренным служителем».
Затем, удерживая Туласи-малу между большим и безымянным пальцем (указательный палец не должен касаться бусин при воспевании), и начиная с бусины, расположенной рядом с большой главной центральной бусиной (Сумеру), нам следует начать воспевание маха-мантры:
харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр ̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе
Немного покатывая бусину между большим и безымянным пальцами, и воспевая по одной мантре на бусину, вы затем переходите к следующей, и к следующей, и далее, до тех пор, пока на другом конце малы (чёток) не дойдете до бусины, ближайшей к Сумеру – так вы сделаете один круг. Тогда разверните чётки на сто восемьдесят градусов и снова воспевайте от малой, соседней к Сумеру бусины вплоть до большой – это будет другой круг. При воспевании никогда не переходите через Сумеру.
Общий смысл мантры
В духовной линии Шрилы Рупы Госвами Прабхупады, идущей через Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура к Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Махараджу и далее к Шриле Бхакти Сундару Говинде Махараджу присутствует ясное понимание, что смысл маха- мантры связан исключительно с поклонением и служением Шри Шри Радхе-Кришне.
«Харе» – это звательная форма имени «Хари», одного из Имён Шримати Радхарани, а оба имени «Кришна» и «Рама» принадлежат Господу Кришне, Высшей Изначальной Личности Бога.
Нам следует понимать, что при нашем воспевании «Харе Рама» слово «Рама» относится не к Господу Рамачандре, сыну Дашаратхи и герою «Рамаяны», и даже не к Господу Балараме, а к Радха-Раману Раме, то есть к самому Господу Кришне.
Поэтому мантра – это в чистом виде молитва к Шримати Радхарани, со смиренным обращением к Ней:
«Пожалуйста, займи меня в преданном служении».
Читая книги нашего Матха, вы станете глубже и лучше понимать это.
О чём думать при воспевании?
Шрила Говинда Махарадж рассказывал нам, что ему доводилось прямо задавать этот вопрос Шриле Шридхару Махараджу, ответом которого было:
- «Не пытайся представлять себе образ Кришны или думать о чем-нибудь ещё, а просто старайся сосредоточить внимание на слушании святого Имени».
Воспевайте мантру со вниманием, чисто и отчётливо, и прислушивайтесь к тому, что вы произносите.
Джапа – не спортивное состязание, и цель здесь – не быстрое достижение финиша. Воспевать следует с верой, с искренним интересом и с полной убеждённостью, что махамантра дарует нам высочайшее благо в жизни.
Громко, тихо или в уме?
Можно повторять тихо или громко, но это повторение не должно быть настолько громким, чтобы вызывать беспокойство или тревогу у других людей.
Однажды, когда один практикующий громко воспевал мантру рядом со Шрилой Говиндой Махараджем, Махарадж сказал ему:
- «Это для Вас, Прабху, а не для меня», или, иными словами:
- «Слышать Ваше повторение необходимо Вам, но не мне (или прочим)».
Повторение в уме, про себя, также одобряется Писаниями, но достижение результата при этом требует значительно больших опыта и дисциплины. Поэтому, если есть возможность, лучше слышать звучание мантры и сосредотачивать внимание на этом слушании.
Сидя, стоя или на ходу?
Сидеть скрестив ноги с прямой спиной – наилучшая поза для джапы, хотя для хорошего повторения приемлема любая удобная поза, не способствующая засыпанию. Если вы чувствуете сонливость, то можете встать, или воспевать, прохаживаясь; но в этом случае постарайтесь не отвлекаться на окружающую обстановку.
Избегать оскорблений святого Имени
Для того, чтобы повторение было по-настоящему действенным, оно должно быть свободным от оскорблений.
«Падма-пурана» перечисляет десять оскорблений святого Имени. Преданному нужно знать об этих десяти оскорблениях, самым тщательным образом стараясь избегать их в своей жизни.
Десять оскорблений святого Имени
1. Поносить или критиковать великих святых (вайшнавов, через которых действует Всевышний Господь Кришна).
2. Считать богов (в том числе Господа Шиву и Господа Брахму) равными или более великими, нежели Господь Вишну, Кришна; также, полагать, что Господь отличен от Своих Имени, Образа, Качеств, Игр.
3. Считать Гуру обычным человеком (в действительности он – посредник, через которого приходит Кришна, чтобы даровать нам себя, спасти нас).
4. Высмеивать святые Писания, повествующие о славе святого Имени, Кришны и Его преданных.
5. Считать рассказы о славе святого Имени Господа Кришны преувеличением.
6. Считать святое Имя Кришны материальным (плодом человеческого воображения).
7. Продолжать грешить, воспевая Имя. (Считать: «Я могу продолжать грешить, поскольку святое Имя Господа очистит меня» – самоубийственно в духовном смысле).
8. Полагать, что повторение святого Имени равноценно праведным мирским деяниям, таким как совершение паломничества, служение людям, медитация, йога или иные виды благочестивой деятельности.
9. Проповедовать славу святого Имени тем, у кого нет веры, или посвящать в повторение святого Имени тех, кто не обладает искренностью.
10. Сопротивляться внутреннему призыву к очищению сознания, которое приходит благодаря повторению Имени, и сохранять мирские привязанности.






