Никаких азартных игр, нечестности или обмана людей. Это ограничение включает в себя аморальную коммерческую деятельность, игру на фондовых рынках или сбор денег под вымышленным предлогом,
17даже для так называемого «преданного служения». Средства заработка должны быть честны. Правдивость – главный из нравственных принципов в Кали-югу. Не следуя этому принципу, как мы сможем свидетельствовать другим людям об истине?
Одурманивающие вещества (панам)
Никаких одурманивающих веществ. Преданным следует избегать всего опьяняющего, в том числе алкоголя, табака, наркотиков, спайсов и прочего. Согласно Шриле Шридхару Махараджу, панам означает также опьянение мирскими радостями, когда мы «сходим с ума» от них. Преданному надлежит быть спокойным, здравомыслящим и сдержанным. Без склонности к воздержанию невозможно следовать духовным путём. Шрила Шридхар Махарадж недвусмысленно говорил, что опьянение – враг нашей веры.
Незаконная любовь (стриям)
Отказ от неупорядоченных половых отношений. Если мы ищем любви к Богу, нам следует обуздать эгоистическое низменное вожделение. Лучший путь к этому – обет безбрачия, если же человек не может соблюдать его, то рекомендуется брак, то есть честная жизнь с одним супругом, при совместной практике Сознания Кришны, в направлении к полному отречению во имя преданного служения. В идеальном случае даже в браке половые взаимоотношения следует ограничить зачатием потомства. Потребность в сексе столь сильна, что способна совершенно отвлечь нас от нашей духовной практики, подвергнув опасности и нашу физическую, и нашу внутреннюю чистоту. (Шрила Шридхар Махарадж ясно указывал, что преданным, вступающим в брак, следует заключать его в соответствии с законом своей страны – так, чтобы их брак признавался законным. Тем самым он не навлечет дурной репутации или обвинений в распущенности на Миссию нашего Гурудева).
Мясоедение (суна)
Отказ от мясоедения, включая отказ от любого мяса, рыбы или яиц. Для духовных искателей весьма важно следовать этому правилу ненасилия. Обычай убийства животных подпитывает склонность к грубости и жестокости, уничтожает и склонность к состраданию – важное условие всякого духовного продвижения. Преданным следует, насколько возможно, принимать только кришна-прасад, а следовательно, избегать блюд с луком, чесноком и подобными ингредиентами, которые возбуждают низшую энергию и по этой причине не предлагаются Господу Кришне. Согласно «Шримад-Бхагаватам», заготавливающий, готовящий, подающий, продающий или как-то иначе участвующий в убийстве животных, несет равную ответственность с теми, кто непосредственно убивает и поедает это животное.
Джата-рупам. Стяжание и накопительство
Пятый принцип закрепляет сказанное в поговорке – «деньги есть корень всякого зла». Погоня за богатством ввергает весь мир в иллюзию, будто деньги есть то же, что счастье, свобода и независимость.
Преданным следует отказаться от этого ложного представления и принимать лишь необходимое для утоления главных потребностей, используя остальное для служения Кришне.
Накопление денег способствует разного рода светским устремлениям, а поэтому неблаготворно для предания себя Кришне.
Мысли: «Разбогатев, я использую это богатство в служении Кришне» хотя, без сомнения, являются благим помыслом, обычно влекут за собой колоссальные потери труда и времени безо всякой гарантии успеха.
Более того, даже если кому-то из нас и выпадет удача достичь богатства, на деле обычно оказывается, что это богатство нас портит, награждая нас большим самомнением и ложным ощущением нашей власти над собственностью.
Вот почему нам рекомендуют использовать в служении Кришне то, что у нас есть сейчас, и поддерживать наше существование честным и простым образом.
Чтение Харе Кришна махамантры
Для преданного служения принципиально важно воспевание святых Имён Кришны – в виде джапы (читаемой на туласи-мале – чётках из туласи – особого священного дерева.
Эти чётки гуру вручает ученику при посвящении) или киртана (духовного пения совместно с другими преданными в сопровождении мриданги (ручных барабанов) и каратал (латунных цимбал)).
Как правило, все получившие посвящение воспевают минимум шестнадцать кругов в день (круг означает повторение маха-мантры последовательно на каждой бусине чёток, т.е. сто восемь раз), и уж никак не менее четырёх кругов (это допускается в особых случаях). Как говорил Шрила Шридхар Махарадж, «Мала (чётки) не должна поститься».
В то же время Шрила Шридхар Махарадж подчёркивал важность качества, а не количества, и поэтому самое важное для нас – качество джапы.
Это означает, что каждый день нам нужно посвятить нашей джапе определённое время, а не пытаться заниматься ей где и когда придется – «как получится».
Не следует воспевать Имя, управляя машиной, беседуя с другими людьми, просматривая газеты, прогуливаясь по глобальной сети, глядя в телевизор или просто рассеянно озираясь вокруг – в общем, важно избегать всех видов случайного и невнимательного воспевания.
Лучшее время – ранним утром
Воспевать святые Имена можно в любое время и во всяком месте, но Писания говорят нам, что лучшим временем для садханы (духовной практики) является раннее утро, а в особенности – брахма-мухурта (приблизительно за полтора часа до восхода Солнца).
Человек, всерьёз относящийся к своей духовной жизни, должен сочетать свои усилия с ранним подъёмом, используя это время для воспевания святого Имени и поклонения Господу.
Подходящая обстановка
Повторять джапу лучше всего в благоприятной для этого обстановке. Лучше всего подходит чистое и тихое место, свободное от беспокойств: там не должно быть чего-то, что требует от нас внимания, так что мы сможем посвятить себя исключительно воспеванию.






