В обозначении роликовой или втулочной цепи указывают: тип, шаг, разрушающую нагрузку и номер ГОСТа (например, Цепь ПР-25,4-5670 ГОСТ 13568 -75*}. У многорядных цепей в начале обозначения указывают число рядов.
Материалы приводных цепей.
Элементы роликовых, втулочных и зубчатых цепей:
• пластины — из среднеуглеродистых или легированных сталей 40, 45, 50, 30ХН3А с закалкой до твёрдости 32…44 HRC;
• валики, втулки, ролики и вкладыши — из цементированных сталей 10, 15, 20, 12ХН3А, 20ХН3А с термообработкой до твёрдости 45…65 HRC.
Необходимость в применении натяжных устройств в цепных передачах. Способы натяжения цепи.
В конструкции цепных передач для компенсирования удлинения цепи при вытяжке и обеспечения эксплуатационной стрелы провисания f ведомой ветви иногда предусматривают специальные натяжные устройства.
Регулирование натяжения цепи осуществляют нажимными роликами или оттяжными звездочками
Способы смазывания в цепных передачах. Картер.
Для обеспечения возможности непрерывного обильного смазывания цепи, защиты от загрязнений, бесшумности работы и для обеспечения безопасности эксплуатации цепные передачи заключают в картеры.
|
|
Виды смазывания:
• окунание цепи в масляную ванну (не глубже ширины пластины)
• разбрызгиванием с помощью спец. выступов или колец (когда масло не поднимается до цепи)
• циркуляционное струйное смазывание от насоса (для мощных, быстроходных передач)
• циркуляционное центробежное (подача непосредственно на цепь через каналы в валах)
• циркуляционное (распыление капель масла в струе воздуха под давлением)
Звездочки цепных передач - конструкция, требования к профилю и количеству зубьев, материал изготовления и его термическая обработка.
По конструкции звездочки напоминают зубчатые колеса. Профиль их зубьев зависит от типа цепи. Звездочки роликовой и втулочной цепей имеют рабочий профиль зуба, очерченный дугой окружности; звездочки зубчатых цепей— прямолинейный рабочий профиль.
Материал звездочек выбирают в зависимости от назначения и конструкции передачи.
• Для изготовления ведущих звездочек с малым числом зубьев (z2 <30) неответственного назначения применяют сталь 20 (цементация, закалка, отпуск); ответственного назначения — сталь 40, 50 (закалка, отпуск); при повышенных передаваемых нагрузках сталь 40Х, 45Х, 45ХН (закалка, отпуск).
• Для ведомых звездочек больших диаметров с большим числом зубьев (z2 > 50), кроме перечисленных материалов, может быть применен серый чугун СЧ15, СЧ20, СЧ35 и др.
Количество зубьев на звездочках.
Слишком мало зубьев - плавность передачи снижается, наблюдается повышенное изнашивание цепи из-за большого угла поворота шарнира (3600/z) и значительных динамических усилий. При износе шарниров и увеличении, в связи с этим шага цепи, цепь стремится подняться по профилю зубьев
|
|
Слишком много зубьев- в результате радиального сползания по профилю зуба, цепь соскакивает с ведомой звездочки.
Потеря зацепления со звездочкой изношенной цепи.
Потеря зацепления происходит из-за износа шарниров (за счет ударов при вхождении цепи в зацепление с зубьями звездочки и из-за изнашивания их от трения), приводящий к удлинению цепи и нарушению ее зацепления со звездочками (основной критерий работоспособности для большинства передач)
Причины выхода из строя цепных передач.
• Износ шарниров (за счет ударов при вхождении цепи в зацепление с зубьями звездочки и из-за изнашивания их от трения), приводящий к удлинению цепи и нарушению ее зацепления со звездочками (основной критерий работоспособности для большинства передач).
• Усталостное разрушение пластин по проушинам основной критерий для быстроходных тяжело нагруженных роликовых цепей, работающих в закрытых картерах с хорошим смазыванием.
• Проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки - распространенная причина выхода из строя цепей, связанная с недостаточно высоким качеством изготовления.
• Выкрашивание и разрушение роликов.
• Достижение предельного провисания холостой ветви - один из критериев для передач с нерегулируемым межосевым расстоянием, работающих при отсутствии натяжных устройств и стесненных габаритах.
• Износ зубьев звездочек.
В соответствии с приведенными причинами выхода цепных передач из строя вывод о том, что срок службы передачи чаще всего ограничивается долговечностью цепи