Раздел 3, Основы здорового образа.жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Личностными результатами являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
В программе внеурочной деятельности «Учись жить в безопасности» три основных вида учебной деятельности:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
Примерное планирование
внеурочной деятельности «Учись жить в безопасности»
5—9 классы
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
| ученика (на уровне учебных действий) | |
| Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства | |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности (91 ч) | |
| 1. Обеспечение личной безопасности в | |
| повсе дневной жизни (27 ч) | |
| Пожарная безопасность | Учебно-познавательная |
| Пожары в жилых и общественных зданиях, причи- | Знакомиться с причинами возникновении пожаров |
| ны их возникновения и возможные последствия. | в жилых и общественных зданиях. |
| Влияние человеческого фактора на причины воз- | Изучать права и обязанности граждан в области |
| никновения пожаров. | пожарной безопасности в быту. |
| Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. | Заучивать правила безопасного поведения при по- |
| Права и обязанности граждан в области пожарной | жаре, выбирать наиболее эффективный способ |
| безопасности. | предотвращения возгорания, правила эвакуации. |
| Правила безопасного поведения при пожаре в жи- | оказания помощи младшим, престарелым и т. д. |
| лом или общественном здании. | |
| Безопасность на дорогах | Изучать причины дорожно-транспортных |
| Причины дорожно-транспортных происшествий и | происшествий, организацию дорожного движения и прави- |
| их возможные последствия. | ла дорожного движения. |
| Организация дорожного движения. Правила | Осваивать правила безопасного поведения на до- |
| безопасного поведения на дороге пешеходов и пасса- | рогах. |
| жиров. Общие обязанности водителя. Правила бе- | |
| зопасного поведения на дороге велосипедиста и | |
| водителя мопеда. | |
| Безопасность в быту | Знать особенности жизнеобеспечения городского и |
| Особенности города (населенного пункта) как сре- | сельского жипища и возможные опасные и аварий- |
| ды обитания человека. | ные ситуации в жилище. |
| Характеристика городского и сельского жилища, | Знакомиться с мерами безопасности в быту. |
| особенности его жизнеобеспечения. | Учиться понимать инструкции пользователя элект- |
| Возможные опасные и аварийные ситуации в жи- | рических и электронных приборов. |
| лище. | Различать предметы бытовой химии. |
| Соблюдение мер безопасности в быту. | Выбирать наиболее эффективный способ предо- |
| шращемин опасной стуации и бьму. | |
| Безопасность на водоемах | Изучать состояние водоемов в различное время го- |
| Водоемы. | да. |
| Осибенноии еосюинин водоемов а различное вре- | Знать правила поведении на водоемах. |
| мя года. | Осваивать способы обеззараживания воды для |
| Соблюдение правил безопасности при купании в | питья и приготовления пищи. |
| оборудованных и необорудованных местах. | Учиться определять места водозабора. |
| Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь | Усваивать правила само- и взаимопомощи терпя- |
| терпящих бедствие на воде. | щих бедствие на воде. |
| Экология и безопасность | Находить информацию об экологической обстанов- |
| Загрязнение окружающей природной среды. Поня- | ке в местах проживания и возможных опасных си- |
| тия о предельно допустимых концентрациях загряз | туациях в области экологии. |
| няющих веществ. | Оценивать состояние окружающей среды. |
| Мероприятия, проводимые по защите здоровья на- | Знать перечень мероприятий, проводимых по за- |
| селения в местах с неблагоприятной экологической | щите здоровья населения в местах с неблагоприят- |
| обстановкой. | ной экологической обстановкой. |
| Опасные ситуации социального характера | Знать правила безопасного поведения на улице. |
| Криминогенные ситуации в городе, причины их | дома, в общественном месте. |
| возникновения. | Знать духовно-нравственные основы антитеррорис- |
| Меры личной безопасности на улице, дома, в об- | тического поведения в повседневной жизни. |
| щественном месте. | Аналитическая |
| Антитеррористическое поведение в повседневной | Анализировать последствия опасных ситуаций в |
| жизни | повседневной жизни и причины их возникновения. |
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| Практическая Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения. Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни | |
| 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях (25 ч) Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация б ванных работ. Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов. Дапнний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные явления. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика | Учебно - познавательная Знакомиться с видами активного отдыха в природных условиях, с возможными опасными ситуациями, возникающими в природных условиях. Обсуждать рекомендации по обеспечению личной безопасности на природе. Осваивать правила подготовки и обеспечения безопасности в походах. Описывать факторы, влияющие на безопасность человека в дальних и ближних походах. Осваивать правила безопасности при автономном существовании в природной среде. Аналитическая Анализировать общие правила безопасного поведения в природных условиях. Выявлять особенности подготовки к конкретному выходу на природу (пеший, лыжный, водный походы). Устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании человека в природной--среде и возникновением различных опасных ситуаций. Знакомиться с опасными ситуациями в природных условиях. Практическая Отрабатывать навыки подготовки к выходу на природу. Отрабатывать навыки ориентирования на местности |
| 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2 ч) Наиболее опасные террористические акты Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел или если вас завалило обломками стен. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении Правила поведения в случае захвата в заложники. | Учебно-познавательная Знакомиться с видами террористических актов и их последствиями. Знать правила поведения при захвате в заложники или похищении. Знать признаки возможного возникновения взрыва. Изучать правила безопасного поведения во время взрыва. Изучать правила безопасного поведения во время захвата самолета и при перестрелке. |
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности | |
| ученика (на уровне учебных действий) | ||
| Правила поведения при нападении с целью похи- | Аналитическая | |
| щения. | Анализировать возможные последствия терактов. | |
| Обеспечение безопасности при захвате самолета. | Анализировать свои возможности безопасного | |
| Правила поведения при перестрелке | поведения. Практическая Вырабатывать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта | |
| 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных | ||
| ситуациях природного, техногенного и социаль- | ||
| ного характера (37 ч) | ||
| Чрезвычайные ситуации природного характера | Учебно - познавательная | |
| Чрезвычайные ситуации геологического происхож- | Различать чрезвычайные ситуации геологического, | |
| дения (землетрясения, извержения вулканов. | метеорологического, гидрологического, биологи- | |
| оползни, обвапы, лавины). | ческого происхождения. | |
| Чрезвычайные ситуации метеорологического проис- | Объяснять причины возникновения различных | |
| хождения (ураганы, бури, смерчи). | чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять возможные последствия чрезвычай- | |
| Чрезвычайные ситуации гидрологического проис- | ||
| хождения (наводнение, сели, цунами). | ных ситуаций. | |
| Чрезвычайные ситуации биологического происхож- | Знать классификацию чрезвычайных ситуаций по | |
| дения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпи- | месту возникновения и последствиям. | |
| зоотии и эпифитотии). | Знать правила поведения при возникновении конк- | |
| Защита населения от чрезвычайных ситуаций при- | ретной чрезвычайной ситуации природного харак- | |
| родного характера, рекомендации населению по | тера. | |
| безопасному поведению во время чрезвычайных | ||
| ситуаций. | ||
| . | ||
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Изучать причины возникновения чрезвычайных | |
| Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техно- | ситуаций техногенного характера и их возможные | |
| генного характера. | последствия. | |
| Классификация чрезвычайных ситуаций техноген- | Учиться различать чрезвычайные ситуации техно- | |
| ного характера. | генного характера в соответствии с их классифика- | |
| Потенциально опасные объекты. | цией. | |
| Аварии на радиационно-опасных, химически опас- | Знать потенциально опасные объекты в районе | |
| ных, взрыво- и пожароопасных объектах и на гидро- | проживания. | |
| технических сооружениях, их причины и возмож- | Изучать рекомендации специалистов по правилам | |
| ные последствия. | безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | |
| Защита населения от чрезвычайных ситуаций тех- | техногенного характера. | |
| ногенного характера, рекомендации населению по | ||
| безопасному поведению во время чрезвычайных | ||
| ситуаций. | ||
| Современный комплекс проблем безопасности со- | Знакомиться с внешними и внутренними угрозами | |
| циального характера | национальной безопасности России. | |
| Военные угрозы национальной безопасности Рос- | Знать основные проявления и опасности междуна- | |
| сии. Внешние и внутренние угрозы национальной | родного терроризма и наркотизма. | |
| безопасности России. | Знать систему защиты населения от чрезвычайных | |
| Международный терроризм - угроза националь- | ситуаций социального характера в Российской Фе- | |
| ной безопасности России. | дерации. | |
| Наркотизм и национальная безопасность России. | Научиться действовать безопасно в условиях чрез- | |
| Защита населения от чрезвычайных ситуаций соци- | вычайных ситуаций социального характера. | |
| ального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных си- | Аналитическая | |
| Анализировать влияние человеческого фактора на | ||
| туациях социального характера | последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. | |
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
| Практическая Отрабатывать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях | ||
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (27 ч) | ||
| 1. Организация защиты населения в | ||
| чрезвычайных ситуациях (23 ч) | ||
| Правовые основы обеспечения защиты населения | Учебно-лознава тельная | |
| от чрезвычайных ситуаций | Знакомиться с правовыми основами обеспечения | |
| Положений Конституции Российской Федерации и | защиты населения страны от чрезвычайных ситуа- | |
| федеральных законов в области безопасности. | ций, с основными мероприятиями, проводимыми в | |
| определяющие защищенность жизненно важных ин- | Российской Федерации по защите населения от | |
| тересов личности, общества и государства от внеш- | чрезвычайных ситуаций. | |
| них и внутренних угроз. Права и обязанности граж- | ||
| дан в области безопасности жизнедеятельности. | ||
| Организационные основы защиты населения страны | Знакомиться с организационными основами защи- | |
| от чрезвычайных ситуаций мирного и военного | ты населения от чрезвычайных ситуаций в Российс- | |
| времени | кой Федерации. | |
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее за- | Изучать основные мероприятия, проводимые в Рос- | |
| сийской Федерации, по защите населения от чрез- | ||
| дачи. | вычайных ситуаций. | |
| Гражданская оборона как составная часть нацио- | Изучать правила оповещения и эвакуации населе- | |
| нальной безопасности страны, ее задачи и предназ- | ния, правила пользования средствами защиты. | |
| начение. | ||
| Министерство Российской Федерации по делам | Аналитическая | |
| гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и | Анализировать права и обязанности граждан в об- | |
| ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС | ласти безопасности жизнедеятельности в случае | |
| России) - федеральный орган управления в облас- | возникновения чрезвычайных ситуаций. | |
| ти защиты населения и территорий от чрезвычай- | Практическая | |
| ных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного | Отработать действия по сигналам оповещения о | |
| возникновении чрезвычайных ситуаций | ||
| уровня культуры безопасности жизнедеятельности у | ||
| маселения страны. | ||
| Основные мероприятия, проводимые в Российской | ||
| Федерации, по защите населения от чрезвычайных | ||
| си/уаций | ||
| Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. | ||
| Инженерная защита населения и территорий от | ||
| чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о | ||
| чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. | ||
| Аварийно-спасательные и другие неотложные ра- | ||
| боты в очагах поражения | ||
| 2. Организация борьбы с терроризмом и нар- | ||
| кобизнесом в Российской Федерации (4 ч) | ||
| Система борьбы с терроризмом | Учебно- познавательная | |
| Виды террористических актов, их цели и способы | Описывать виды террористических актов, их цели и | |
| осуществления. | способы осуществления. | |
| Законодательная и нормативно-правовая база по | Знакомиться с законодательной и нормативно-пра- | |
| организации борьбы г терроризмом | вовой базой по организации борьбы с террориз- | |
| Основные принципы противодействия терроризму. | мом в Российской Федерации. | |
| Контртеррористическая операция. Применение Во- | Раскрывать понятие «контртеррористическая опера- | |
| оруженных сил Российской Федерации в борьбе с | ция». | |
| терроризмом. | Приводить примеры применения Вооруженных сил в борьбе с терроризмом. | |
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
| Государственная политика противодействия нарко- | Знакомиться с государственной политикой противо- | |
| тизму | действия наркотизму. | |
| Основные понятия о наркотизме, наркомании, при- | Объяснять последствия наркомании и ее влияние | |
| чинах их распространения. | на национальную безопасность России. | |
| Последствия наркомании и ее влияние на нацио- | Знакомиться с нормативно-правовой базой борьбы | |
| нальную безопасность России. | с наркобизнесом. | |
| Нормативно-правовая база борьбы с наркобизне- | Аналитическая | |
| сом. Профилактика наркомании | Анализировать и обсуждать эффективность меро-п-риятий, проводимых в Российской Федерации, по борьбе с терроризмом и наркоманией. Практическая Моделировать собственное поведение с целью противодействия вовлечению в террористическую деятельность и наркозависимость | |
| Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи | ||
| Раздел 3. Основы здорового образа жизни (35 ч) | ||
| 1. Здоровый образ жизни и его составляющие | ||
| (21 ч) | ||
| Основные понятия о здоровье и здоровом образе | Учебно-познавательная | |
| жизни | Раскрывать особенности индивидуального здо- | |
| Индивидуальное здоровье человека, его физичес- | ровья, репродуктивного здоровья. Характеризовать социально-демографии ее кие процессы и сопоставлять их с безопасностью государ- | |
| кая и духовная сущность | ||
| Репродуктивное здоровье как общая составляющая | ||
| здоровья человека и общества. | ства. | |
| Социально-демографические процессы в России и | Описывать особенности физического, психического. | |
| безопасность государства. | социального развития человека. | |
| Особенности физического развития человека; осо- | Описывать составляющие здорового образа жизни. | |
| бенности психического развития человека; развитие | Овладевать правилами позитивных взаимоотноше- | |
| и укрепление чувства зрелости, развитие волевых | ний со взрослыми, сверстниками, обществом. | |
| качеств. | Изучить и знать обязанности и права несовершен- | |
| Социальное развитие человека и его взаимоотно- | нолетних. | |
| шения с окружающими людьми. | Формировать антитеррористическое поведение. | |
| Формирование личности человека, значение и роль | ||
| его взаимоотношений со взрослыми, родителями. | ||
| сверстниками. | ||
| Взаимоотношения человека и общества. | ||
| Ответственность несовершеннолетних. | ||
| Духовно-нравеiвенные основы противодействия | ||
| терроризму. | ||
| Составляющие здорового образа жизни | Формировать потребность в соблюдении норм здо- | |
| Здоровый образ жизни - индивидуальная система | рового образа жизни как способа сохранения и | |
| поведения человека, обеспечивающая совершен- | укрепления личного здоровья. | |
| ствование его физических и духовных качеств. | Аналитическая | |
| Психологическая уравновешенность и ее значение | Анализировать состояние своего здоровья. | |
| для здоровья. | Устанавливать влияние индивидуальной системы | |
| Режим дня и его значение для здоровья. | здорового образа жизни на обеспечение личного | |
| Профилактика переутомления. | благополучия и на сохранение и укрепление здо- | |
| Двигательная активность и закаливание организ- | ровья. | |
| ма - необходимые условия сохранения и укрепле- | Анализировать собственные поступки, негативно | |
| ния здоровья. | влияющие на здоровье, и формировать индивиду- | |
| Рациональное питание. | альную систему здорового образа жизни. | |
| Роль питания в сохранении здоровья человека. | Практическая | |
| Роль здорового образа жизни в формировании у | Формировать индивидуальную систему здорового | |
| обучаемых современного уровня культуры в облас- | образа жизни {режим дня. программу закаливания. | |
| ти безопасности жизнедеятельности и антитерро- | питания, взаимоотношений с окружающими и т.д.) | |
| ристического поведения | ||
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
| 2. Факторы, разрушающие здоровье (11 ч) | ||
| Вредные привычки и их влияние на здоровье | Учебно-познавательная | |
| Вредные привычки — основные понятия. | Усваивать знания об основных факторах, разруша- | |
| Курение, влияние табачного дыма на организм ку- | ющих здоровье (вредные привычки, ранние половые связи); о последствиях для здоровья челове- | |
| рящего и окружающих. | ||
| Употребление алкоголя и его влияние на умствен- | ка вредных привычек и ранних половых связей. | |
| ное ифизическое развитие человека. | Выявлять ситуации, потенциально опасные для здо- | |
| Наркомания и ее отрицательные последствия для | ровья. | |
| здоровья человека. | Аналитическая | |
| Профилактика вредных привычек. | Анализировать влияние внешних факторов и вред- | |
| Ранние половые связи и их отрицательные послед- | ных привычек на сосюнние собовенною здоривьи. | |
| ствия для здоровья человека | Практическая | |
| Инфекции, передаваемые половым путем. | Формулировать правила соблюдения норм здоро- | |
| Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | вого образа жизни и профилактику вредных при- | |
| СПИД - угроза здоровью, личности и обществу. | вычек | |
| Профилактика инфекций, передаваемых половым | ||
| путем, и ВИЧ-инфекции | ||
| 3. Правовые аспекты взаимоотношений полов (Зч) | Учебно-познавательная | |
| Знакомиться с основами семейного законодатель- | ||
| Семья в современном обществе | ства. | |
| Законодательство и семья. | Аналитическая | |
| Основы семейного права в Российской Федерации. | Анализировать роль семьи в жизни личности и об- | |
| Брак и семья, основные понятия и определения. | щества, ее влияние на здоровье человека. | |
| Семья и здоровый образ жизни, основные функции | Практическая | |
| семьи. | Моделировать ситуации, требующие знания образ- | |
| Личные права и обязанности супругов. Права и | цов культуры общения и взаимной ответственности | |
| обязанности родителей | ||
| 1. Оказание первой медицинской помощи (1 ч) | ||
| Первая медицинская помощь и правила ее оказа- | Учебно - познавательная | |
| ния | Знакомиться с общей характеристикой различных | |
| Общая характеристика различных повреждений и | повреждений и травм. | |
| их последствия для здоровья человека. | Осваивать правила оказания первой медицинской | |
| Основные правила оказания первой медицинской | помощи при различных видах повреждений. | |
| помощи при различных видах повреждений. | Аналитическая | |
| Средства оказания первой медицинской помощи. | Анализировать возможные последствия различ- | |
| Медицинская (домашняя) аптечка. | ных повреждений и травм. | |
| Природные лекарственные средства. Перевязочные | Практическая | |
| материалы, дезинфицирующие средства. | Отрабатывать основные приемы оказания первой | |
| Основные неинфекционные заболевания, их причи- | медицинской помощи | |
| ны, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. | ||
| Наиболее часто встречающиеся инфекционные за- | ||
| болевания, их возбудители, пути передачи инфек- | ||
| ции, меры профилактики | ||
| 2. Первая медицинская помощь при неотлож- | ||
| ных состояниях (20 ч) | ||
| Правила оказания первой медицинской помощи | Учебно - познавательная | |
| при неотложных состояниях Первая медицинская помощь при отравлении. | Знакомиться с неотложными состояниями, требую- | |
| щими оказания первой медицинской помощи. | ||
| Первая медицинская помощь при травмах опорно- | Учиться накладывать повязки, оказывать первую | |
| двигательного аппарата, порядок наложения под- | медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах. | |
| держивающей повязки. Правила и способы транс | ушибах, порезах и т. д. | |
| портировки пострадавшего. | Овладевать способами остановки кровотечения. | |
| Первая медицинская помощь при кровотечениях. | оказания помощи утопающим путем искусственно- | |
| Способы остановки кровотечения. | го дыхания, непрямого массажа сердца. |
| Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
| Оказание первой медицинской помощи при утоп-пении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении | Аналитическая Анализировать возможные последствия неотложных состояний. Практическая Отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях |
| 3. Первая медицинская помощь при массовых поражениях (1 ч) Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей {извлечение пострадавшего из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.) | Учебно - познавательная Знакомиться с причинами массовых поражений в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений. Изучать мероприятия по оказанию помощи населению в местах массовых поражений. Аналитическая Анализировать возможные последствия массовых поражений. Практическая Отрабатывать приемы оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях |






