Виды занятий и их содержание

 

ЛЕКЦИЯ № 1

 

Введение. Предмет и задачи диалектологии. Диалекты в их отношении к национальному языку. Предмет и задачи курса. Основные понятия и термины диалектологии. Источники диалектологии. Дифференциация диалектов: а) территориальные диалекты; б) диалекты и просторечия. Связь диалектологии с лингвистическими дисциплинами.Значение диалектологии как науки. Единство русского языка в его говорах. Общие черты русского национального языка. Группировка говоров русского языка. Северное и южное наречие русского языка. Различия между ними. Двучленные соответствия наиболее характерных фонетических, морфологических, синтаксических и лексических явлений в пределах севернорусского и южнорусского наречий. Северорусское наречие. Южнорусское наречие. Среднерусские говоры.

ЛЕКЦИЯ №2

Фонетическая система русских говоров. Вокализм. Ударный вокализм. Количество гласных фонем в говорах.Фонемы верхнее – среднего подъема о, е (закрытые).Функциональная нагрузка (модификация, частотность употребления) той или иной фонемы.

ЛЕКЦИЯ № 3

Безударный вокализм после твердых согласных. Окающие и акающие говоры. Оканье полное и неполное. Аканье полное и неполное. Неполное диссимилятивное и недиссимилятивное аканье.

ЛЕКЦИЯ №4

Безударный вокализм после мягких согласных. Еканье,ёканье,иканье,яканье. Яканье сильное,умеренное, ассимилятивное, диссимилятивное, ассимилятивно –диссимилятивное.

ЛЕКЦИЯ №5

Консонантизм. Состав согласных фонем. Аффрикаты /ц/ и /ч’/. Звук [г].

Диалектные модификации /г/ и /γ/. Модификации /в/ и /в’/. Фонемы /ф/ и /ф’/.

Фонема /х/. Фонема /л/. Модификации /л/ и /л’/.

ЛЕКЦИЯ № 6

Морфологические особенности говоров. Имя существительное. Диалектные различия в категории рода имен существительных Особенности в склонении имен существительных по говорам. Местоимения и имена прилагательные. Глагол. Особенности в образовании

глагольных основ.

ЛЕКЦИЯ № 7

Синтаксические особенности русских говоров. Способы выражения членов предложения и способы построения словосочетания. Диалектные соответствия в области лексики и фразеологии. Основные признаки диалектного слова. Характер диалектных различий русского языка в области лексики. Лексическое богатство русских говоров. Связь диалектной лексики с природными условиями региона, ее зависимость от особенностей хозяйственной жизни и быта местного населения. Тематические группы диалектной лексики. Особенности функционально-стилевой дифференциации современного диалектного словаря. Историческое развитие диалектного словаря. Древнейшая

диалектная лексика  общенародного и локального распространения, имеющая параллели в других славянских языках.. Полисемия и омонимия в говорах. Синонимия, обусловленная взаимодействием между диалектами и влиянием литературного языка. Диалектная антонимия.

Диалектная фразеология. Связь диалектной фразеологии с фразеологией литературного

языка. Источники и пути происхождения диалектной фразеологии. Диалектная лексикография. Типы русских диалектных словарей, их характеристика. Говоры Краснодарского края. Фонетические,морфологические, лексические особенности.

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 ВОКАЛИЗМ. УДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ.

  Вопросы для самоподготовки:

1.Вокальная система русских говоров.Гласные под ударением:различия в системе гласных фонем литературного языка и говоров.

2.Гласные верхне-среднего подъёма О и Е (закрытые).Правила определения этих фонем.

3.Функциональная нагрузка (модификация) той или иной фонемы.

Практическое задание: упр.53 (сб. Горшковой О.В.), упр.18,22 (сб. Баранниковой Л.И.)

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 БЕЗУДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ

Вопросы для самоподготовки:

1.Различение гласных неверхнего подъема в позиции 1-го предударного слога. Оканье, его типы.

2. Неразличение гласных неверхнего подъема 1-го предударного слога. Аканье, его типы.

3.Выполнение заданий, направленных на выявление причин ошибок в устной и письменной речи учащихся.

Практическое задание:

Упр. 37,38,49(сб. Баранниковой Л.И.)

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

БЕЗУДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ

Вопросы для самоподготовки:

1.Типы безударного вокализма после мягких согласных (еканье,ёканье,иканье,яканье)

Соотношения между типами предударного вокализма после твердых и мягких согласных.

3.Типы яканья.

Практическое задание:

Упр.58 (сб. Баранниковой Л.И.)

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 

Консонантизм русских говоров

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая характеристика системы согласных русских говоров

2. Заднеязычные согласные

3. Произношение аффрикат Ц и Ч

§4.Комбинаторные и позиционные изменения согласных в говорах

Практическое задание:

упр.121,126,130,135,142,154,155,173,180,186(сб. Баранниковой Л.И.)

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Морфологические особенности русских говоров

. Вопросы для самоподготовки:

1. Имя существительное (категория грамматического рода, склонение

существительных)

2. Имена прилагательные и числительные

3. Глагол (основы глаголов, инфинитив, причастия и деепричастия)

4. Общая характеристика диалектных особенностей глагольной

системы

Практическое задание: упр.197,205,218,230,231,243,268,279,282,295 (сб. Баранниковой Л.И.)

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 Синтаксические особенности русских говоров

Вопросы для самоподготовки:

1.Способы построения словосочетания.

2.Способы выражения различных членов предложения.

Практическое задание: упр.311,319,326,336,349(сб. Баранниковой Л.И.)

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: