ЛЕКЦИЯ № 1
Введение. Предмет и задачи диалектологии. Диалекты в их отношении к национальному языку. Предмет и задачи курса. Основные понятия и термины диалектологии. Источники диалектологии. Дифференциация диалектов: а) территориальные диалекты; б) диалекты и просторечия. Связь диалектологии с лингвистическими дисциплинами.Значение диалектологии как науки. Единство русского языка в его говорах. Общие черты русского национального языка. Группировка говоров русского языка. Северное и южное наречие русского языка. Различия между ними. Двучленные соответствия наиболее характерных фонетических, морфологических, синтаксических и лексических явлений в пределах севернорусского и южнорусского наречий. Северорусское наречие. Южнорусское наречие. Среднерусские говоры.
ЛЕКЦИЯ №2
Фонетическая система русских говоров. Вокализм. Ударный вокализм. Количество гласных фонем в говорах.Фонемы верхнее – среднего подъема о, е (закрытые).Функциональная нагрузка (модификация, частотность употребления) той или иной фонемы.
|
|
ЛЕКЦИЯ № 3
Безударный вокализм после твердых согласных. Окающие и акающие говоры. Оканье полное и неполное. Аканье полное и неполное. Неполное диссимилятивное и недиссимилятивное аканье.
ЛЕКЦИЯ №4
Безударный вокализм после мягких согласных. Еканье,ёканье,иканье,яканье. Яканье сильное,умеренное, ассимилятивное, диссимилятивное, ассимилятивно –диссимилятивное.
ЛЕКЦИЯ №5
Консонантизм. Состав согласных фонем. Аффрикаты /ц/ и /ч’/. Звук [г].
Диалектные модификации /г/ и /γ/. Модификации /в/ и /в’/. Фонемы /ф/ и /ф’/.
Фонема /х/. Фонема /л/. Модификации /л/ и /л’/.
ЛЕКЦИЯ № 6
Морфологические особенности говоров. Имя существительное. Диалектные различия в категории рода имен существительных Особенности в склонении имен существительных по говорам. Местоимения и имена прилагательные. Глагол. Особенности в образовании
глагольных основ.
ЛЕКЦИЯ № 7
Синтаксические особенности русских говоров. Способы выражения членов предложения и способы построения словосочетания. Диалектные соответствия в области лексики и фразеологии. Основные признаки диалектного слова. Характер диалектных различий русского языка в области лексики. Лексическое богатство русских говоров. Связь диалектной лексики с природными условиями региона, ее зависимость от особенностей хозяйственной жизни и быта местного населения. Тематические группы диалектной лексики. Особенности функционально-стилевой дифференциации современного диалектного словаря. Историческое развитие диалектного словаря. Древнейшая
диалектная лексика общенародного и локального распространения, имеющая параллели в других славянских языках.. Полисемия и омонимия в говорах. Синонимия, обусловленная взаимодействием между диалектами и влиянием литературного языка. Диалектная антонимия.
|
|
Диалектная фразеология. Связь диалектной фразеологии с фразеологией литературного
языка. Источники и пути происхождения диалектной фразеологии. Диалектная лексикография. Типы русских диалектных словарей, их характеристика. Говоры Краснодарского края. Фонетические,морфологические, лексические особенности.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ВОКАЛИЗМ. УДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ.
Вопросы для самоподготовки:
1.Вокальная система русских говоров.Гласные под ударением:различия в системе гласных фонем литературного языка и говоров.
2.Гласные верхне-среднего подъёма О и Е (закрытые).Правила определения этих фонем.
3.Функциональная нагрузка (модификация) той или иной фонемы.
Практическое задание: упр.53 (сб. Горшковой О.В.), упр.18,22 (сб. Баранниковой Л.И.)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
БЕЗУДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ
Вопросы для самоподготовки:
1.Различение гласных неверхнего подъема в позиции 1-го предударного слога. Оканье, его типы.
2. Неразличение гласных неверхнего подъема 1-го предударного слога. Аканье, его типы.
3.Выполнение заданий, направленных на выявление причин ошибок в устной и письменной речи учащихся.
Практическое задание:
Упр. 37,38,49(сб. Баранниковой Л.И.)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
БЕЗУДАРНЫЙ ВОКАЛИЗМ ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ
Вопросы для самоподготовки:
1.Типы безударного вокализма после мягких согласных (еканье,ёканье,иканье,яканье)
Соотношения между типами предударного вокализма после твердых и мягких согласных.
3.Типы яканья.
Практическое задание:
Упр.58 (сб. Баранниковой Л.И.)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Консонантизм русских говоров
Вопросы для самоподготовки:
1. Общая характеристика системы согласных русских говоров
2. Заднеязычные согласные
3. Произношение аффрикат Ц и Ч
§4.Комбинаторные и позиционные изменения согласных в говорах
Практическое задание:
упр.121,126,130,135,142,154,155,173,180,186(сб. Баранниковой Л.И.)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Морфологические особенности русских говоров
. Вопросы для самоподготовки:
1. Имя существительное (категория грамматического рода, склонение
существительных)
2. Имена прилагательные и числительные
3. Глагол (основы глаголов, инфинитив, причастия и деепричастия)
4. Общая характеристика диалектных особенностей глагольной
системы
Практическое задание: упр.197,205,218,230,231,243,268,279,282,295 (сб. Баранниковой Л.И.)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Синтаксические особенности русских говоров
Вопросы для самоподготовки:
1.Способы построения словосочетания.
2.Способы выражения различных членов предложения.
Практическое задание: упр.311,319,326,336,349(сб. Баранниковой Л.И.)
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 7