Анализ идентификационных характеристик

Испытуемый: Гульнара (22 года)

Пол: женский

Методика «Кто я?» (М. Кун, Т. Макпартленд)

Ответы:

1. Человек +

2. Личность +

3. Студент +

4. Дочь +

5. Любящая свою работу +

6. Ответственный человек +

7. Любящая природу +

8. Постоянно думающая о чем-то +-

9. Мечтающий человек +

10. Много слушающий музыку +

11. Верный и надежный друг +

12. Умеющая хранить тайны +

13. Любящая проводить время с друзьями  +

14. Человек настроение +-

15. Творческая личность +

16. Обожающая смотреть фильмы +

17. Любящая монотонную работу +

 

15 + (88%) 2 +- (12%)

 

Интерпретация

Количество положительно оцениваемых качеств у Гульнары по отношению к отрицательно оцениваемым («+» к «-») составляет 100%, что говорит о неадекватно завышенной самооценке, испытуемая отмечает, что у нее нет недостатков.

Гульнара, с одной стороны,  может гипертрофированно оценивать свои достоинства: переоценивать и приписывать их, с другой стороны, недооценивать и исключать у себя недостатки. Испытуемая может ставить перед собой более высокие цели, чем те, которые может реально достигнуть. Также для испытуемой может быть характерен высокий уровень притязаний, не соответствующий ее реальным возможностям.

Гульнара может отличаться неспособностью принимать на себя ответственность за свои неудачи, высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обусловливают чрезмерную самоуверенность.

У испытуемой количество знаков «±» достигает 12% (от общего числа знаков), благодаря чему ее можно отнести к уравновешенному типу. Для испытуемой характерна большая стрессоустойчивость, она быстрее разрешает конфликтные ситуации, умеет поддерживать конструктивные отношения с разными людьми: и с теми, которые ей в целом нравятся, и с теми, которые у испытуемой не вызывают глубокой симпатии; терпимее относится к недостаткам других людей.

Особенности половой идентичности. Гульнара косвенно обозначила свой пол, то есть она не указывает свою половую принадлежность прямо, но ее половая принадлежность проявляется через социальные роли (женские), которые она считает своими, или по окончаниям слов. Вариант ответа «дочь» говорит о таком способе обозначения, как «социальные роли» и «через окончания» - «любящая…», «…думающая…», «умеющая…», «творческая…», «обожающая…».

Наличие косвенного обозначения пола испытуемой говорит о знании специфики определенного репертуара полоролевого поведения, которое является широким (включает в себя несколько половых ролей).

Также стоит отметить наличие косвенного варианта эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности у испытуемой, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми.

Судя по количеству ответов (17) на поставленный вопрос, достаточно быстрому и легкому поиску вариантов ответов можно сделать вывод о том, что у Гульнары достаточно высокий уровень рефлексии.

Наличие в ответах испытуемой идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам, говорит о ее временной интегрированности. Но се же у Гульнары преобладают в самоописании глаголы настоящего времени, что  говорит об активности и сознательности ее действий.

  Соотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько Гульнара осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ей важна принадлежность к той или иной группе людей.

Также стоит отметить о наличии у Гульнары деятельной идентичности. Об этом говорят ее некоторые ответы, такие как обозначение занятий («много слушающий музыку», «любящая проводить время с друзьями»), увлечений («обожающая смотреть фильмы», «творческая личность»), а также самооценку способностей к деятельности («ответственный человек»), самооценку навыков («любящая монотонную работу») и т.д.

Психолингвистический аспект идентичности. Гульнара в самоописании использовала: существительных – 4 (23%); прилагательных – 5 (30%); глаголов – 8 (47%). Учитывая то, что 47% составляют глаголы, их преобладание в самоописании говорит об активности и самостоятельности испытуемой.

Валентность идентичности. У испытуемой положительные идентификационные характеристики (100%) преобладают над отрицательными, что говорит о позитивной валентности идентичности. Наличие позитивной валентности может выступать признаком адаптивного состояния идентичности, так как связано с настойчивостью в достижении цели, точностью, ответственностью, деловой направленностью, социальной смелостью, активностью, уверенностью в себе.

Высокий уровень дифференцированности (9-14 показателей) связан с такими личностными особенностями, как общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля.

Анализ идентификационных характеристик

I. «Социальное Я» включает 7 показателей:

1. прямое обозначение пола;

2. сексуальная роль;

3. учебно-профессиональная ролевая позиция (студент);

4. семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь);

5. этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство и локальную, местную идентичность;

6. мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность;

7. групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей.

II. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:

1. дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (верный и надежный друг);

2. общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (любящая проводить время с друзьями);

III. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты:

• описание своей собственности;

• оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам;

• отношение к внешней среде (любящая природу).

IV. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты:

• субъективное описание своих физических данных, внешности;

• фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения;

• пристрастия в еде, вредные привычки.

V. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:

1. занятия, деятельность, интересы, увлечения (любящая свою работу, много слушающий музыку, обожающая смотреть фильмы); опыт;

2. самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (ответственный человек, умеющая хранить тайны, творческая личность, любящая монотонную работу).

VI. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:

1. профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой;

2. семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом;

3. групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью;

4. коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.

5. материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой;

6. физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными;

7. деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями и достижением определенных результатов;

8. персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п.;

9. оценка стремлений (мечтающий человек).

VII. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:

1. персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (человек настроение), персональные характеристики; эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);

2. глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (личность, постоянно думающая о чем-то).

Таким образом, испытуемая обладает неадекватно завышенной самооценкой, у нее сформирована позитивная половая идентичность. Отмечается достаточно высокий уровень рефлексии, а также  активность и сознательность ее действий. Из всех предложенных идентификационных характеристик наиболее часто употребляемыми являются «Коммуникативное Я» (2/2), «Деятельное Я» (2/2), «Рефлексивное Я» (2/2), «Социальное Я» (2/2). По таким характеристикам, как «Материальное Я» и «Перспективное Я» у испытуемой было всего по одному совпадению. И ни один аспект не совпал с характеристикой «Физическое Я».

М етодика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности

(А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева)

№ п/п Утверждения 1 2 3 4 5
1. За границей мне было бы приятно ощущать себя представителем именно своего народа         +
2. Не хотелось бы, чтобы все нации постепенно смешивались, каждый точно должен знать свои корни     +    
3. Не смотря на то, что вокруг меня живет столько разных народов, я всегда ясно осознаю свои национальные корни         +
4. Мне неприятно лишний раз вспоминать о своей национальности +        
5. Когда окружающие говорят о культуре и обычаях своего народа, я испытываю некоторый дискомфорт, потому что сам не могу точно определить, к какому народу себя отнести +        
6. Если бы у меня сейчас была возможность выбирать национальность, я бы выбрал ту же самую         +
7. Я не уверен, что являюсь представителем того народа, к которому меня относят окружающие +        
8. Я не люблю, когда меня лишний раз спрашивают о моей национальности, в подобных случаях стараюсь аккуратно сменить тему разговора +        

 

Интерпретация

Шкала позитивности этнической идентичности - 5

Шкала неопределенности этнической идентичности - 1,5

По полученным результатам следует, что испытуемая очень позитивно воспринимает   свою этническую идентичность, но, не смотря на это, у нее присутствует некая степень неопределенности.

 

Методика Дж. Финни

С точки зрения этнической принадлежности я рассматриваю себя как татарку.

Этническая группа – татары.

Этническая группа отца – татары.

Этническая группа матери – татары.

Пол – женский.

Возраст – 22 года.

 

№ п/п Утверждения Совершенно согласен Скорее согласен, чем не согласен Скорее не согласен, чем согласен Совершенно не согласен
1. Я провел много времени, стараясь узнать как можно больше о своей этнической группе, о ее истории, традициях, обычаях   +    
2. Я активен в организациях или социальных группах, которые включают преимущественно членов моей этнической группы     +  
3. Я очень хорошо знаю свое этническое происхождение и понимаю, что оно значит для меня +      
4. Я много думаю о том, как этническая принадлежность повлияет на мою жизнь     +  
5. Я рад, что принадлежу к своей этнической группе +      
6. Я четко чувствую связь со своей этнической группой +      
7. Я хорошо понимаю, что значит для меня моя этническая принадлежность +      
8. Для того, чтобы узнать побольше о своей этнической группе, я говорил о ней со многими людьми   +    
9. Я горжусь своей этнической группой +      
10. Я соблюдаю традиции своей этнической группы   +    
11. Я чувствую сильную привязанность к своей этнической группе   +    
12. Я хорошо отношусь к своему этническому происхождению +      

 

Интерпретация

Шкала выраженности когнитивного компонента этнической идентичности – 2,6

Шкала выраженности аффективного компонента этнической идентичности – 3,8

Таким образом, общий показатель выраженности этнической идентичности у испытуемой равен 3,08. Это говорит о том, что испытуемая хорошо осознает свою принадлежность к этносу, о позитивном и доброжелательном отношении к нему.

Показатель по шкале выраженности когнитивного компонента этнической идентичности (2,6) свидетельствует о способности испытуемой структурировать информацию об этнических характеристиках, средней заинтересованности историей, обычаями и традициями своего народа.

Показатель по шкале выраженности аффективного компонента этнической идентичности (3,08) говорит о том, что испытуемая  с уважением относится к собственной этнической общности, принимает ее и проявляет к ней интерес.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: