Интеллектуальные способности

Здоровье и двигательная активность

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Материал

Листы бумаги в линейку (для каждого ребенка). Карандаши.
Инструкция к проведению

Педагог. Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги.

На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом

проведите прямые линии. Когда я скажу «Начали!», возьмите в руки карандаши и начните

рисовать прямые линии, а когда я скажу «Стоп!» – закончите выполнять задание и отложите

карандаши в сторону. Работайте быстро и внимательно.

На выполнение задания отводится 1 минута.


Оценка

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6–9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается

неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Интерпретация

Оценка 3 балла свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, требование быстроты (ограничение времени)) и

точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития

мелкой моторики у ребенка данного возраста, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированости и умеренной

автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой

произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой

моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего

обучения.

Оценка 1 балл свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка

двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии

произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и

достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться

недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в

начальной школе.

Общие способности ребенка: умственные и сенсорные

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей

(представлений об эталонах формы и их использовании).

Материал

Лист бумаги (для каждого ребенка) с изображением 3 геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала) и различных предметов (шар, слива, книга, окно, елка, лодка). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотрите

фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего

похож.

Оценка

3 балла – ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами.

2 балла – ребенок допустил 1–2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие представление об эталонах формы и

владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они могут различать

форму окружающих предметов, как правило, знают названия геометрических форм.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие нечеткие представления об эталонах формы (не о всех эталонах) и недостаточно владеющие действием соотнесения эталонов с реальными

предметами. Они иногда не различают предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), могут не знать некоторые названия.

Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие действием соотнесения эталонов формы

с реальными предметами. Такие дети не знают многих названий геометрических форм, не

различают их в окружающем мире.

 

 

Интеллектуальные способности

Методика 1

Методика направлена на выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой.

Материал

Картинки (для каждого ребенка), на которых изображены три схемы грузовых машин и

постройка конкретной машины (из строительного материала), соответствующая одной из схем. Карандаши.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: