Педагог. Посмотрите на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметьте
крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа.
Оценка
3 балла – ребенок отметил первую машину.
2 балла – ребенок отметил третью машину.
1 балл – ребенок отметил вторую машину или все три машины.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному
изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные
структурные компоненты (в данном случае, части машины – кузов, кабину, колеса и др.).
Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку.
Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения
заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей.
Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действием соотнесения заданной схемы с
|
|
реальным предметом.
Творческие способности
Методика 1
Методика направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию
(определение начала и конца истории).
Материал
Картинки (для каждого ребенка), изображающие начало, середину и конец различных историй. Карандаши.
Инструкция к проведению
Педагог предъявляет детям картинки в той последовательности, которая указана ниже при описании заданий, знакомит их с инструкцией, дает время для выполнения задания и
переключает внимание на следующую картинку.
Задание 1. Педагог показывает детям картинку, на которой изображены мальчик,
молодой и пожилой человек (рис. 9), и говорит: «Посмотрите на картинки. Здесь нарисована история, которая произошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно догадаться, где (обводит их рукой) начало истории, где – середина, а где – конец. Нужно определить, где первая, а где последняя картинка этой истории. Отметьте крестиком картинку, изображающую начало истории».
Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка.
Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рассматривания
используется картинка с изображением цыпленка. Правильным считается выбор
картинки, на которой нарисовано треснувшее яйцо.
Задание 3. Проводится так же, как задания 1 и 2. Для рассматривания используется
картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. Правильным считается
выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках.
|
|
Оценка
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех
заданий.
3 балла – ребенок правильно выполнил 3 задания.
2 балла – ребенок правильно выполнил 1–2 задания.
1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые видят динамику всех событий (историй), выделяют их начало, а также могут представить развитие события: его середину и конец.
Оценку 2 балла получают дети, которые видят динамику некоторых событий, выделяя их
начало. В основном дети ориентируются в тех событиях, о которых имеют конкретные
представления.
Оценка 1 балл получают дети, которые затрудняются в анализе динамики события, в установлении его начала.