МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Поповой Дианы
студентки IV АБ группы
Руководитель:
Рыбакова Татьяна Юрьевна
|
Санкт-Петербург
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...…стр.3
Глава 1. Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста………………………………… ………...………………………….стр.5
1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика………………………………………………………...……..стр.5
1.2 Понятие, роль сенсорного воспитания и значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……..стр.11
1.3 Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников………………………………………..стр.14
|
|
Глава 2. Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр….…стр.16
2.1 Описание опыта практической работы ………………………………..стр.16
Заключение…………………………………………………………….…….стр.26
Список литературы……………………………………………….…………стр.28
Приложения
Введение
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например, появляются сенсорные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Как говорил Гете, что «наши желания - это предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить». Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.
|
|
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия, музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей.
Необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный процесс, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Важность музыкально-дидактических игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Под музыкально-сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях.
Цель данной работы - разработать содержание и технологию проведения музыкальных занятий, направленных на формирование комплексного подхода в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста, путем взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
¾ выявить особенности развития музыкально-сенсорных способностей с учетом учебной программы дошкольного учреждения;
¾ разработать набор игр, обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей, а также позволяющих активизировать интерес дошкольников к музыкальным занятиям;
|
|
¾ развивать у детей способы вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования, на основе активной сенсорной музыкальной деятельности с помощью наглядно-слуховых, наглядно-зрительных методов воспитания.
При выполнении дипломной работы использовались следующие методы:
¾ Анализ психолого-педагогической литературы по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников с целью обеспечения теоретической базы;
¾ Изучение документации дошкольного учреждения (календарные планы, ежедневное планирование, методическая литература);
¾ Поиск и отбор педагогических технологий, эффективных методов работы, позволяющих реализовать поставленные цель и задачи, обобщение и оценка полученного педагогического опыта.
Практическая значимость данной работы по развитию музыкально сенсорных способностей в процессе музыкальных занятий с дошкольниками состоит в презентации опыта работы и возможности том, что при активном использования разработанного и отобранного дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем, исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Ведь все игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Данная работа состоит из следующих разделов:
|
|
¾ Введение. Во введении рассматривается актуальность выбранной темы.
Глава 1 – «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» состоит из трех частей. Первая часть посвящена анализу музыкальных способностей детей, а также теоретические сведения и понятия, необходимые для успешного понимания ребенка. Вторая часть посвящена пониманию роли и содержания музыкально-дидактических игр, и способностям детей 5-6 лет, старшей группы ДОУ. Третья часть рассказывает о конкретных видах музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии детей ДОУ.
Глава 2 – «Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических пособий и игр» содержит практическую работу по теме выпускной квалификационной работы, а также разработку музыкального занятия «Идем в цирк», построенного на соответствующем материале. В этой главе дано подробное описание занятия, проведенного мною в старшей группе на базе детского сада №23 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга, а также перечень методических материалов и атрибутов, которые я использовала на этом занятии.
¾ Заключение. В заключении приведены выводы по теоретической части дипломной работы, а также результаты практической работы.
В конце дипломной работы предоставлен список литературы, материалы которого были использованы в работе, приложения с иллюстрациями в качестве пособия для проведения занятий.
Глава 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА