Социально-этические учения в раннем христианстве

Итак, первые христиане ставили образ жизни превыше доктрины. Отношения с Богом – превыше теологии. И этика имеет очень большое значение в Библии, потому что в Священном Писании написаны книги, которые призваны решить этические моменты, то есть вопросы о взаимоотношении христиан друг с другом и с Богом. Читая произведения, которые затрагивают жизнь первых христиан, четко прослеживается их нравственная составляющая. Разберемся в данном вопросе подробнее…

Как можно интерпретировать слово «нравственность» в христианском учении? Как уже отмечалось выше, нравственный закон христиан учит правильно выстраивать отношения человека с Богом, со своим ближним и не только, в принципе, со всеми людьми. Данные отношения основываются на двух нравственных понятиях – добро и зло. Эти нравственные понятия помогают человеку проанализировать его жизнь с целью раскрыть то доброе или злое, что в нем находится и проработать данные качества в христианском ключе (так как рассматриваем именно его).

Какая проблема постигла первых христиан? Еврейское общество до рождения Иисуса Христа находилось в нравственном упадке, об этом уже упоминалось в первой главе данной работы. Пророки и «мужи Божьи» видели, что еврейский народ развращается и никакие нравственные устои того времени на них практически не действовали. И по преданию Бог увидел это и послал Сына Своего на землю. Иисус Христос принес и изложил актуальное для того времени (отмечу, что многие нравственные законы актуальны и сейчас) нравственное учение. И все это, что проповедовал Иисус, вошло в основу нравственности христианской церкви. И, конечно, первое, в чем стоит разобраться более подробно – это сущность Нагорной проводи Христа.

В Нагорной проповеди Иисус Христос объяснил своим ученикам и другим слушателям цель кратковременной жизни человека на земле, также указал средства к достижению этой цели. А в конце данной проповеди вновь напомнил им, что именно указанные им средства, то есть исполнение оставленных Иисусом Христом заповедей, могут привести к желанной цели. Апостолы – первые толкователи слов Иисуса Христа так и понимали его изречение: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Евангелие от Матфея, 7 глава, 21 стих) [7, c 932]. Они учили, что вера тогда только и сильна, тогда только и спасает, когда доказана на деле. Апостол Иаков в своем послании говорит: «Что польза, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера без дел мертва» [12, c 1095]. Также апостол Павел писал коринфянам: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» [10, c 1139].Еще один апостол – апостол Иоанн, «возлюбленный ученик» в своем соборном послании говорил: «Кто говорит: «Я знаю Его», но не соблюдает Его заповедей, тот лжец и нет в нем истины» [9, c 1107].Основываясь на приведенных выше примерах, можно сделать вывод, что невозможно верующему человеку оправдаться перед Богом на основании только одной веры, обязателен факт исполнения добрых дел.

Если проанализировать Евангелие, то можно понять, что Нагорная проповедь была проповедана Иисусом весной 31 года нашей эры, после праздника Пасхи. В это время Иисус Христос находился вблизи города Капернаум на северо-западном берегу Галилейского моря. Все это описано в Евангелии от Матфея [7, c 933]. А если прочитать Евангелие от Луки, то можно узнать, что слушателей данной проповеди было достаточное количество: много учеников и толпы людей из всей Иудеи, и Иерусалима, и приближённый местности – Тира и Сидона [5, c 992]. Действительно, это была величайшая проповедь; ее содержание составляет 107 стихов, которые несут в себе глубокий смысл для всех христиан. И первые христиане, наверное, ещё с большим трепетом относились к словам Иисуса Христа.

Итак, первые слова его проповеди посвящены подлинному счастью. Иисус сказал, что истинное счастье зависит от осознания своих духовных потребностей. Что подразумевается под истинным счастьем? Счастье – это не хорошее настроение, это не удовольствие от какого-либо деяния, а это благословение от Бога. Именно о таком глубоком счастье идёт речь. Также счастливы милосердные люди. Речь идёт о сострадании и жалости (неиспорченное понимание, к которому сейчас апеллируют люди). Это чувства, которые побуждают человека протянуть руку помощи нуждающемуся, то есть это активное действие. И если человек является источником помощи, а не потребителям, то это ему, как истинному верующему, приносит лишь удовлетворение и истинное счастье. Также счастлив тот, кто желает мира и творит его. Миротворец – это человек, который пытается установить мир там, где его нет. Он является источником мира, и от этого он счастлив.

Также Иисус Христос в своей проповеди призвал людей отойти от тех законов Ветхого Завета, которые призывали мстить, проклинать, и даже где-то лицемерить. Он говорил: «Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло…» Известно, что весь Ветхий Завет в идеале строился на строгом абсолютном законе, который требовал незамедлительного наказания виновного. Нередко Нагорную проповедь Иисуса Христа принимают как некую отмену Ветхого Завета. Но сам Иисус Христос вначале предупредил: «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить…» [7, c 930].

А вот в основу Нового Завета легла истинная любовь, которая явилась в Иисусе Христе. Он призывал любить всех без исключения, даже тех, кто нас ненавидит. Согласно словам Христа, в любви должны проявляться высшие нравственные чувства, в которых сокрыты чистота, покорность, бескорыстие, милость. Истинное представление любви, о котором говорит Сын Божий, основывается на добром отношении к врагу, а не только, как уже упоминалось, к своему ближнему. Поразмышляем… Например, доброе отношение способно проявляться через различные формы: поддержка, помощь, защита и забота о своем ближнем. Но, считаю важным отметить то, что это должно исходить от чистого сердца, то есть искренне и бескорыстно. Также и прощать своего обидчика человек должен искренне, проанализировав и отпустив неприятную ему ситуацию. Человек, совершающий добрые дела и живущий по Слову Божьему, поступает как истинно верующий христианин. 

«Бог есть любовь» — говорит Бог через апостола Иоанна [9, c 1106]. Это является высшим откровением Нового Завета. Я думаю, что это все составляет основу проповеди Иисуса Христа. Именно этому он учил первых христиан. Именно таким образом он призывал жить их. А в данное время, в данной стадии формирования общества происходит также формирование новых жизненных ценностей… Каждый человек видит любовь по-своему. Данный феномен раскрывается в психологическом аспекте и считается одним из наиболее значимых элементов ценностно-смысловой области человечества. В течение продолжительного времени, многих столетий любовь существовала и существует как объект острых дискуссий в искусстве, религии, науке, а кроме того, в повседневной жизни человека. Любовь есть базис внутреннего мира личности, ее внутреннее «я».

Второй библейский герой, к которому я обращусь – будет апостол Павел. Апостол Павел – это очень ученый человек, это очень мудрый человек, который написал большую часть книг Нового Завета. Он имел блестящие образование, проповедовал очень много язычникам, сам путешествовал по языческим странам для проповеди Евангелия, также среди иудеев нес Благую Весть. Апостол Павел в своих посланиях показал пример устроения христианских общин и пытался давать исчерпывающие ответы на практические вопросы, возникающие по части устроения, собственно, этих общин. Другие его послания обращены ко всем и рассматривают общие вопросы веры, благочестия и упования. Можно сказать, апостол Павел пытается рассмотреть огромное количество вещей. В своих посланиях Павел реагирует на некую проблему и отвечает на нее. Принцип его проповеди основывается на том, что он говорит об актуальных проблемах того времени.

Особенно много этических моментов можно наблюдать в послании к коринфянам, где действительно остро затрагиваются эти вопросы. Но не только здесь можно проследить данную проблему, но и в более поздних посланиях. Иными словами, в его посланиях вопросы не только догматического характера, что кто-то уклоняется в какую-то ересь, но и вопрос о том, что кто-то «живет во грехах» или совершает какой-то грех. Прежде всего, апостол Павел в своих посланиях считает, что Ветхий Завет представляет собой совершенный нравственный закон, то есть тот образец нравственного поведения, который дан в Ветхом завете, абсолютен, и он остается. Причем Ветхий Завет надо понимать в интерпретации Иисуса Христа. К примеру, гомосексуализм в Ветхом Завете очень сильно осуждается, по Ветхому Завету вообще гомосексуалистов нужно казнить. Но апостол Павел не считал, что их нужно казнить, но говорил, что «они Царства Божия не наследуют», что это вообще «превратный ум» [10, c 1133]. При этом Ветхий Завет допускает разводы. Но Христос сказал, что это неправильная интерпретация Ветхого Завета, что это «по жестокосердию» было дано человеку [7, c 930]. На самом деле в Ветхом Завете говорится, что разводы – это плохо. Поначалу Бог сотворил мужчину и женщину. И ничего не сказано о том, что им можно развестись. Итак, апостол Павел принимает именно интерпретацию Иисуса Христа Ветхого Завета. Он считает, что разводы недопустимы, – 7 глава первого послания к Коринфянам [10, c 1134]. Итак, Ветхий Завет – это норма нравственности, причем часто в интерпретации Иисуса Христа. Можно наблюдать мостик преемственности апостола Павла к Иисусу Христу. Павел никогда не противоречит Христу. Таким образом, Павел стоит на высших нормах еврейского закона.

Апостол Павел также вводит еще один принцип, – это принцип любви. Уже в первых стихах в послании к коринфянам Павел касается сути проблемы, формулируя принцип: любовь больше, чем знание. Принцип любви у апостола Павла также «берется» от Иисуса Христа. Жизнь, в которой преобладает принцип любви подразумевает то, что человек отрекается от всего: от идолопоклонства, от пьянства, от прелюбодеяний, от лжепророчества, от богохульства – страшных грехов. Вследствие чего наступает новая жизнь, где человек начинает служить другому человеку во имя любви [10, c 1134].Иисус Христос сказал: «Возлюби ближнего своего», – это высшая заповедь, данная Богом в отношении человека к человеку [6, c 978]. Он выражает это, в частности, в том, что люди должны уступать постоянно друг другу; заботиться не о себе, а о других; не себе угождать, а ближним своим; ради ближнего своего от чего-то воздерживаться. Принцип уступок, принцип непротивления злу, он также постоянно присутствует у апостола Павла, также постоянно является прямым следствием учения самого Иисуса Христа. Считается, что самые возвышенные строки о любви в Библии принадлежат апостолу Павлу. Гимном любви называют 13 главу из первого послания апостола Павла к христианам в Коринфе. В этой главе апостол Павел говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» [10, c 1133].

На этику апостола Павла очень сильно влияют его эсхатологические ожидания. То, что он ожидает скорое второе пришествие Иисуса Христа, в связи с этим многие вопросы оказываются не так важны, потому что, действительно, если, например, Иисус Христос придет завтра, то какой смысл сосредотачиваться на каких-то имущественных отношениях, как это любили делать коринфяне. Не лучше ли тогда оставаться обиженными? Ведь Иисус Христос придет. Или в отношении брака он иногда советовал: если человек может воздерживаться от брака, то лучше это сделать, потому что «вы будете иметь скорби по плоти» [10, c 1133]. Христос скоро придет, и с вопросами брака могут быть какие-то проблемы. Но при этом апостол Павел, ни в коем случае не запрещал вступать в брак, даже, скорее, наоборот поощрял это дело. То есть эсхатологические ожидания также очень большую роль играют в этике апостола Павла. Особенно они заметны в его ранних посланиях, то есть к фессалоникийцам, к коринфянам и т.д.

Большее число ученых, которые занимаются изучением Нового Завета, поднимают такую проблему: «На самом ли деле во второй главе в 14 и 15 стихах послания к Римлянам затрагивается вопрос учения апостола Павла о естественном нравственном законе?». Данный, весьма значимый фрагмент заслуживает того, чтобы его процитировать: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» [14, c 1114]. Эксперты в таком вероучении, как протестантизм, сомневаются в значимости данного отрывка как основания учения о естественном нравственном законе. Именно поэтому нужно более тщательно изучить, рассмотреть данный фрагмент. Кроме этого, также здесь появляется проблема воздействия философии стоиков на идеи апостола Павла. Применял ли апостол Павел популярную в период его жизни концепцию стоиков для того, чтобы обосновать содержащееся в этом фрагменте собственное учение? Или учение о естественном нравственном законе считается до такой степени значимым фактором в посланиях апостола Павла, что в любом случае апостол Павел сам бы об этом говорил, в случае несуществования философской концепции стоиков? Естественный нравственный закон дан Господом и считается единым достоянием абсолютно всех людей. Естественный нравственный закон есть закон разума, который направляет всякого человека в сторону добра. Знание о добре есть не просто теоретическое знание, но и практикум, который нужно воплощать в жизнь. Все общество несет ответственность за несоблюдение естественного нравственного закона. Общество также понимает, что неподчинение данному закону влечет за собой наказание. Мнение о том, что концепция естественного нравственного закона повлияла на послания апостола Павла благодаря философскому течению того времени – учению стоиков, никак неспособно быть абсолютно бесспорным и общепринятым. В любом случае необходимо показать значительные различия учения стоиков и апостола Павла относительно естественного нравственного закона. Данное отличие обуславливается в первую очередь тем, что в стоическом учении Бог и Божественный закон неотделимы от природы. Апостол Павел же указывает на то, что Бог является Творцом и Законодателем. По этой самой причине можно утверждать, что учение апостола Павла о естественном нравственном законе является выводом его религиозного мировоззрения и представляет собой один из аспектов его богословия и никаким образом не связано с учением стоиков.

Итак, основной характерной чертой христианского вероучения является обязательная взаимосвязь социально-этических учений с догматами данной веры. В связи с тем, что христианские догматы являются нечто неизменным и постоянным, то они и на данный момент сохраняют свою силу и в их актуальности христиане не сомневаются. Подводя небольшой итог написанному, социально-этические учения христианства можно определить как систему нравственных представлений, взглядов, которые определяются в поведении и отношении верующего человека к окружающим и Богу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: