Ранняя готика. Первые готические соборы

 

Во Франции ранняя готика охватывает последнюю, треть ХII и первую четверть ХIII веков. Здания этого периода отличаются четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм напоминая романское зодчество. Наиболее характерные особенности ранней готики заметны в архитектуре собора Парижской Богоматери, западном фасаде Шартрского собора.

Конструктивной основой собора в ранней готике служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок, определяющих во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. (см. приложение № 2,3).

 

Собор в Сансе

 

В 1135 г. Санский архиепископ Анри Санглие решил возвести на месте старого романского здания новый собор, достойный быть резиденцией главного епископа. Санглие поручил проект зодчему Гийому де Сансу (Гильому из Санса), который отошёл от традиционных романских архитектурных форм и впервые предложил использовать в конструкции перекрытий стрельчатый свод. Новый собор (см. приложение №4) получился простым, монументальным, светлым и очень гармоничным: центральный неф состоит из четырёх квадратных пролётов и одного прямоугольного. В структуре нефа прослеживаются три уровня: аркады, трифорий и высокие окна. Боковые нефы состоят из семи пролётов (трансепта изначально не было).

В 1164 г. папа Римский Александр III освятил алтарь собора. Возведение западного фасада завершилось только в конце XII в., однако уже в 1268 г. большую часть фасада пришлось восстанавливать, т.к. она обрушилась вместе с южной башней.

Самая древняя часть западного фасада – северная башня, построенная в конце XII века. Башня носит имя Свинцовой, так как до середины IXX века её шпиль был покрыт свинцовыми пластинками. Портал башни посвящён Иоанну Крестителю; на тимпане представлены сцены крещения Христа и усекновения главы Иоанна. Здесь можно увидеть скульптуру святого Стефана, а также медальоны с изображениями мудрых и неразумных дев. До Революции на фасаде было больше скульптур, но они не сохранились. В нижней части портала на трёх уровнях расположены скульптурные барельефы: самый нижний представляет геометрические мотивы (его переделывали в IXX веке). На средней части изображены сказочные существа, животные, а также Пороки и Добродетели, а верхний демонстрирует Семь свободных Искусств, Философию и календарь. На тимпане центрального портала, сильно пострадавшего в XIII столетии, но позже восстановленного, изображено мучение святого Стефана. Остальные элементы центрального фасада датируются концом XIII - началом XIV веков, за исключением изображения Христа (IXX век).

Южная башня носит название Каменной. Её портал посвящён Деве Марии, здесь можно увидеть изображения Успения Богоматери, а на тимпане – Коронования Марии. На третьем уровне башни расположена группа из пяти скульптур. Венчает башню небольшая восьмиугольная колокольня в ренессансном стиле.

Несмотря на то, что строительство собора замирало на время эпидемии чумы и Столетней войны (1337–1453 гг.), зодчие сумели соблюсти целостность ансамбля и сохранить стиль, заданный первым архитектором. В 1490–1517 гг. работы возобновляются под руководством парижского мастера Мартена Шамбижа (1460–1532 гг.), который создаёт просторный трансепт в стиле пламенеющей готики. Южную часть трансепта украсил круглый витраж с изображением сцен Страшного суда и жития св. Стефана, подаренный архиепископом Санским Тристаном де Салазаром. Реконструкция той самой южной башни, которая обрушилась ещё в XIII в., закончилась только к 1532 г., а двумя годами позже к башне добавилась небольшая колокольня. Так, спустя четыре столетия после начала работ, собор был полностью завершён.

 

Аббатство Сен Дени

В это же время и в похожем новом стиле строится знаменитая базилика Сен-Дени в северном пригороде Парижа (см. приложение №5). Аббат Сугерий, советник Людовика VI и Людовика VII, решил реконструировать церковь вверенного ему аббатства Сен-Дени, где ранее в I веке существовало римское поселение под названием Катуллиак. В 475 г. здесь был основан монастырь бенедиктинцев. Позднее готический храм появился в результате реконструкции старого собора, основанного еще в 630 году.

Сугерий не стал перестраивать всю церковь сразу. Сначала, он взялся за обновление вестверка (монументального западного фасада церкви, расположенного перпендикулярно главному нефу). В плане, вестверк имеет глубину в два пролета и ширину — в три пролета. Три новых портала облегчили прихожанам доступ в старую церковь, и замаскировали несколько капелл, расположенных на верхних ярусах. Этот обновленный фасад, нартекс (пристройка перед входом в храм) которого оснащен группами массивных колонн и сводом нового типа с перекрещивающимися нервюрами, создает при взгляде снаружи впечатление, что его архитектурная конструкция, для человека того времени, обладала значимой символикой. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции.

В 1140 году, после завершения строительства нового западного фасада, началось обновление хора (см. приложение №6) с использованием нового стиля, заимствованного из собора в Сансе. Использование в хоре церкви Сен-Дени бургундской стрельчатой арки и нормандского нервюрного свода было известно и ранее. Решено было создать деамбулаторий (кольцевой обход для паломников вокруг главной апсиды) с венцом капелл, причем капеллы не были изолированы друг от друга, а перекрывались крестовыми реберными сводами, поддерживаемыми общими тонкими колоннами. В стенах же были проделаны широкие окна, украшенные витражами.

Завершены эти работы были в очень короткий срок – уже к 1144 году. Новый хор получил не столь очевидную символическую нагрузку, как фасад, но архитектурные качества его несравненно выше. Новая крипта и деамбулаторий (см. приложение №7), внутри которого сохранилась крипта старого здания, были традиционно выполнены в романском стиле и имели довольно простые формы. А возвышающийся над ними новый хор отличался настолько тонкой, филигранной работой, что в 1231 году верхний ярус его пришлось перестроить, чтобы он не обрушился.

Деамбулатории был отделен от боковых нефов элегантными монолитными колоннами, которые принимали на себя тяжесть нервюрных сводов с таким изяществом, словно те вовсе не имели веса. По контрасту, область, в которой располагались доходящие почти до пола окна, отличалась простором и светом. Своды внешней аркады объединены со сводами капелл, в результате чего создается единое, нерасчлененное пространство.

Также нельзя не упомянуть о витражах в окнах в аббатстве. Впервые в мире в Сен-Дени начали использовать в оформлении храма витражи и решения на подобие «витражной розы». Аббат Сугерий решил изображать на витражах исторические, библейские события, позднее этим приемом воспользовались в тысячах храмах по всей планете. Так как базилика пережила не одно столетие, от витражей времен Сугерия мало, что осталось.

Новая церковь была освящена в 1144 году и стала образцом для всех готических сооружений, которые начали появляться позднее по всей Европе.

В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».

Целью реконструкции было поднять престиж власти французского короля и распространить его влияние за пределы королевских владений путём напоминания соседям о священном характере его власти. Таким образом, церковь аббатства Сен-Дени играла сложную и значительную роль в национальной политике французских монархов.

Готическая архитектура церкви Сен-Дени стала не просто усовершенствованным образцом романского стиля. Это была первая попытка развить новое направление в архитектуре на основе критического изучения прошлого.

Однако, надо заметить, что в отличие от собора в Сансе, церковь аббатства Сен-Дени станет кафедральной только в 1966 г. Поэтому именно собор в Сансе принято считать первым кафедральным готическим собором Франции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: