Троицкая церковь аббатства Тринити

 

Классическим памятником пламенеющей готики является Троицкая церковь аббатства Тринити в Вандоме (Франция). Монастырь этот был основан еще в 1040 — 1063 году, но в середине XIV века старая романская церковь подверглась масштабной реконструкции.

В архитектуре храма Святой Троицы сохранились и романские черты, и элементы высокой готики. Апсида была перестроена в высоком готическом стиле в конце XIII века (в период расцвета аббатства); два самых восточных залива нефа были построены в середине XIV века. После длительного перерыва, вызванного Столетней войной, работы были возобновлены; третий и четвертый отсеки нефа были завершены в 1492 году. Остальная часть работы была завершена в XVI -м веке вместе с грандиозным западным фасадом в ярком стиле. Несколько различных архитектурных стилей представлены в нефе из-за длительного периода строительства.

Самой ценной частью храма является его западный фасад (см. приложение №25), выполненный в формах пламенеющей готики. В отличие от других крупных соборов Франции, фасад церкви Святой Троицы не имеет фланкирующих башен. Его архитектурной доминантой является фронтон главного нефа, который превышает по высоте боковые нефы более чем вдвое. По бокам доминанта уравновешивают высокие контрфорсы, оформленные в виде целого пучка башенок-пинаклей, завершенных острыми фиалами. Между контрфорсами и нефом протянутые дугообразные аркбутаны — опоры, удерживающие ажурные стены нефа от обрушения под собственным весом. Центральное окно фасада, вимперги и аркатуры трех западных порталов украшают непревзойденное по своей сложности и красоте каменное кружево.

Витражные окна шестнадцатого века являются одной из особенностей церковного здания. Хоровые хоры, также относящиеся к XVI веку, украшены гротескными фигурами животных и сценами выполненных в беге работ.

 

Сен-Маклу

Церковь Святого Маклу, кельтского святого, одного из 7 святых основателей Бретани, была построена в стиле поздней (пламенеющей) готики в XV-XVI веках. В склепе позади церкви захоронены жертвы черной смерти 1348 года.

Строительство Сен-Маклу (см. приложение №26) началось примерно в 1435 г.: она должна была заменить существующую приходскую церковь, порядком обветшавшую. Мастер-каменщик Пьер Робин выстроил аналог базилики с четырьмя часовнями вокруг восьмиугольных хоров; вся работа в целом продолжалась примерно до 1521 г.

Западный фасад украшен выступающей папертью и резными дверьми с библейскими сюжетами. Большим достоинством церкви является крыльцо из пяти ворот, выстроенных по округлой дуге и увенчанных богато декорированными вимпергами. В плане церкви рукава трансепта не выдаются наружу. Здание выполнено в нормандской традиции, с башней-фонарём, которая здесь также имеет функцию колокольни. Шпиль был установлен в XIX веке.

Внутреннее убранство выполнено в ренессансном стиле (см. приложение №27), который пришел на смену готике. Для средневековья типичным было изображение на церковных тимпанах скульптурных сцен, связанных так или иначе с небесами и адом. Главной целью таких скульптур в готический период было вызвать эмоциональный отклик у людей, напугав их посильнее. И на тимпане главного входа церкви Сен-Маклу можно увидеть прекрасную группу, изображающую Христа с воздетыми над толпой руками: правой, он указывает на тех, кому следует отправиться в преисподнюю, а левой — на тех, кого ждёт рай.

В годы Второй мировой войны церковь горела и была повреждена.

Смена готики на Ренессанс

 

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось ненастоящим, оторванным от природы.

Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: