Дипломная работа
на тему:
Готический стиль в архитектуре Западной Европы
На примере северной Франции.
Работу выполнила:
Ученица 82 группы
Лапшина Ольга
Преподаватель:
Я.В. Королькова
г. Санкт-Петербург, 2019-2020г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 От романского искусства к ранней готике…………………………4
1.1. Ранняя готика. Первые готические соборы…………………………… 5
1.2. Собор в Сансе………………………………………………………… 6
1.3. Аббатство Сен Дени…………………………………………………… 7
1.4. Собор Нотр-Дам в Париже………………………………………………9
1.5. Западный фасад Шартрского собора………………………………… 12
ГЛАВА 2 Зрелая готика……………………………………………………… 14
2.1. Собор в Шартре…………………………………………………………14
2.2. Собор в Реймсе………………………………………………………… 16
2.3. Собор в Амьене……………………………………………………… 17
2.4. Капелла Сент-Шапель………………………………………………… 19
ГЛАВА 3 Поздняя готика…………………………………………………… 22
|
|
3.1. Собор в Руане………………………………………………………… 23
3.2. Троицкая церковь аббатства Тринити……………………………… 24
3.3. Церковь Сен-Маклу…………………………………………………… 25
3.4. Смена готики на Ренессанс…………………………………………… 25
3.5. Трудности готической архитектуры….……………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………… 28
СЛОВАРЬ…………………………………………………………………… 29
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 30
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена теме готического стиля в архитектуре Западной Европы.
Родиной готической архитектуры была Франция, переживавшая в ХII-ХIII вв. блестящий расцвет. Первые шаги французская готика делала на землях Иль-де-Франс и в центральной части Франции. О готике немало написано в научной литературе. Изучением этого направления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер де Монтеру, Жжен Монапасьен и др. Этот стиль своеобразен, он буквально видоизменил средневековое зодчество. Готика стала революцией в архитектуре.
Известно, что в эпоху Средневековья на территории Франции было построено 86 готических соборов. Многие из них находятся под наблюдением и охраной государства.
Архитектура готики - одна из вершин человеческой инженерной мысли, никогда раньше она не поднималась на такую высоту.
Целью дипломной работы является изучить развитие готического стиля в Западной Европе, а конкретно на севере Франции, со времен зарождения до его заката.
|
|
Задачами дипломной работы являются:
1. Изучить научную литературу о готическом стиле в архитектуре
2. Рассмотреть изменения в конструкции зданий в разные периоды готического стиля на примере северной Франции
3. Сделать выводы о развитии готического стиля
ГЛАВА 1
От романского искусства к ранней готике
Родина готики – Франция, а именно северные ее области (Иль де-Франс, Пикардия, Шампань). Начало готического периода отмечается закладкой в 1163г Парижского собора Богоматери и окончанием его восточной части (хора) в 1182 г.
Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского стиля и вместе с тем - его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер».
Готическая архитектура произвела революцию в облике средневековых зданий. На самом деле "готика" является нашим термином, он не использовался в средневековые времена. Этот стиль архитектуры тогда назывался “современным стилем".
Слово готика происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности.
Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Готический стиль в основном развивался на основе романской архитектуры. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий.
Между романским и готическим стилями нет четкой хронологической границы. Все важнейшие элементы готики: стрельчатые арки, нервюрные своды и аркбутаны – встречались уже в романских зданиях. Широкое использование всех этих элементов во Франции в XII в. привело к возникновению стиля, доминировавшего в европейской архитектуре. В готике получает логическое завершение начатая в романской архитектуре борьба с конструктивно и художественно тяжеловесной стеной, с замкнутостью интерьера, с мрачной суровостью образа. Стену вытесняет каркасная система, интерьерные пространства получают свободное развитие, особенно в глубину и ввысь.
Главным достижением строительно-инженерного искусства романской эпохи стало появление сводчатых конструкций. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой (см. приложение №1). Центральный неф, который всегда был шире и выше боковых нефов, перекрывали массивным сводом из клинчатых камней. В ранних постройках использовался цилиндрический свод, опирающийся на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом. Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен.
|
|
Готика явилась высшей ступенью средневекового искусства и первым в истории общеевропейским художественным стилем. «Французской манерой», «застывшей в камне музыкой» называли этот стиль французы; «маниера готика» - презрительно окрестили его итальянцы, намекая на варварское племя готов, в III—V вв. вторгавшихся в пределы Римской империи, хотя к моменту возникновения готического стиля о них в Европе почти забыли.