Структура кодов ошибок

Основы диагностики инжекторного двигателя

С 1996 г. все продаваемые в США автомобили стали соответствовать OBD – II (общебортовой диагностике второго поколения).

Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя – совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

Требования стандарта OBD – II предусматривают:

· стандартный диагностический разъем;

· стандартное размещение диагностического разъема;

· стандартный протокол обмена данными между сканером и авто- мобильной бортовой системой диагностики;

· стандартный список кодов неисправностей;

· сохранение в памяти электронного блока управления (ЭБУ) кадра значений параметров при появлении кода ошибки («замороженный» кадр);

· мониторинг бортовыми диагностическими средствами компонентов, отказ которых может привести к увеличению токсичных выбросов в окружающую среду;

· доступ как специализированных, так и универсальных сканеров к кодам ошибок, параметрам, «замороженным» кадрам, тестующим процедурам и т.д.;

· единый перечень терминов, сокращений, определений, используемых для элементов электронных систем автомобиля и кодов ошибок.

В Европе аналогичные документы принимаются с запаздыванием по отношению к США. Аналогичные правила EOBD (Европейская обще- бортовая диагностика) вступили в силу с 2000 г. для автомобилей с бензиновыми двигателями и с 2004 г. – для автомобилей с дизельными двигателями.

В рамках OBD-II используются пять протоколов обмена данными между сканером и автомобилем – ISO 9141, ISO 14230 (также именуется KWP2000), PWM, VPW и CAN (также каждый из протоколов имеет несколько разновидностей – например разновидности отличаются по скорости обмена информацией). Перечень марок и моделей автомобилей и поддерживаемые ими OBD-II-протоколы можно найти в Интернете.

Для более подробного ознакомления с разъемом OBD2, можно посмотреть видео по следующей ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=BeJedeGYCu8

Считывание диагностических кодов

По оценкам производителей, до 30 % случаев неисправностей автомобилей обнаруживается и исправляется на основе информации в виде указаний, предложений, диагностических карт в руководствах по техническому обслуживанию и ремонту. Перед использованием документации следует точно знать модель, год выпуска, тип двигателя и трансмиссии, постоянная или непостоянная эта неисправность.

В памяти компьютера ЭБУ (в регистраторе неисправностей) сохраняются как коды постоянных (текущих) неисправностей, так и тех, которые обнаружены ЭБУ, но в данный момент не проявляются – это непостоянные (однократные, исторические) коды. Коды и постоянных, и непостоянных неисправностей, которые, по сути дела, являются диагностическими кодами, называются кодами ошибок или кодами неисправностей. Но, строго говоря, это не одно и то же. Если при возникновении какой-нибудь неисправности (постоянной или непостоянной) в регистратор неисправности записывается строго однозначный код, то такой диагностический код может быть назван «кодом неисправности». Такой код возникает под прямым непосредственным воздействием конкретной неисправности и присущ только ей. Но некоторые неисправности воздействуют на систему самодиагностики не прямо, а опосредованно, через изменения параметров в ЭБУ. Такие неисправности не имеют своего прямого кода для фиксации в регистраторе, но, как и любые другие неисправности, вызывают нарушение штатного (стандартного) режима работы контролируемой системы. Как следствие, в регистратор неисправностей записывается код сбоя в системе, который и называется «кодом ошибки». Как правило, код ошибки указывает на несколько возможных неисправностей и в разных подсистемах (или устройствах) управления.

Структура кодов ошибок

В соответствии со стандартом OBD – II коды ошибок алфавитноцифровые, содержат пять символов, например Р0112:

а) буква показывает назначение (область применения) неисправного устройства: Р – трансмиссия (двигатель и КПП); С – шасси (ходовая часть); В – «кузовные системы» (подушки безопасности, центральный замок, электростеклоподъемники и т. д.); U– система взаимодействия между электронными блоками (например шина CAN);

б) первая цифра кода после буквы обозначает либо группу общих кодов по SAE (0), либо группу специализированных кодов производи- теля (1). Цифры 2 и 3 зарезервированы для последующего использования за SAE;

в) вторая цифра кода после буквы (цифры от 0 до 9) обозначает конкретную систему автомобиля, в которой присутствует неисправность (например, если областью применения является трансмиссия (двигатель и КПП) – (Р), то для нее определены следующие 8 систем: 1 – топливная система и система воздухоподачи, 2 – топливная система и система воздухоподачи (только виды неисправностей в цепи форсунок), 3 – система зажигания или пропуск вспышек в цилиндрах, 4 – дополнительная система управления снижением токсичности (эмиссией), 5 – система управления скоростью автомобиля и система управления оборотами коленчатого вала двигателя, 6 – цепи различных электронных систем управления, 7 и 8 – трансмиссия (коробка передач), 9,0 – зарезервировано за SAE);

г) остальные две цифры обозначают конкретный компонент системы. Пример.

Код Р0112 расшифровывается с учетом сказанного следующим образом:

Р – неисправность систем управления силовым агрегатом; 0 – код установлен SAE; 1 – система подачи топлива и воздуха; 12 – сигнал низкого уровня в цепи датчика температуры воздуха на впуске (система EOBD).

В системе OBD – II используется значительное число кодов ошибок. Для примера приведем диагностические коды, записываемые в память контроллера (ЭБУ) Январь 5.1.1:

· Р0102 – низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха;

· Р0103 – высокий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха; – Р0117 – низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости;

· Р0118 – высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости;

· Р0122 – низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной за- слонки;

· Р0123 – высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки;

· Р0325 – обрыв цепи датчика детонации;

· Р0327 – низкий уровень сигнала датчика детонации;

· Р0328 – высокий уровень сигнала датчика детонации;

· Р0335 – ошибка угловой синхронизации (ДПКВ);

· Р0340 – неверный сигнал датчика фаз;

· Р0501 – неверный сигнал датчика скорости автомобиля;

· Р0505 – ошибка регулятора холостого хода;

· Р0562 – пониженное напряжение бортовой сети;

· Р0563 – повышенное напряжениебортовой сети;

· Р0601 – ошибка связи с иммобилизатором;

· Р1612 – ошибка сброса блока управления;

· Р1620 – ошибка ПЗУ;

· Р1621 – ошибка ОЗУ; – Р1622 – ошибка ЭРПЗУ.

Считывание кодов неисправностей у каждой модели или модификации автомобиля имеет свои особенности, изложенные в инструкции по обслуживанию и ремонту. Допустим, сканер показал код неисправности по EOBD P0335 – это значит неисправность в цепи датчика положения коленчатого вала, а проверка или устранение этого дефекта будут иметь свои особенности на конкретном двигателе, для чего используются диагностические карты, соответствующие тому или иному диагностическому коду (рис. 27).

На рис. 28 приведена схема электрических соединений для систем распределенного впрыска топлива.

1 – ЭБУ (контроллер); 2 – датчик массового расхода воздуха; 3 – колодка жгута системы зажигания к ДМРВ (вид спереди)

Рис. 28. Схема электрических соединений для систем распределенного впрыска топлива с контроллером Январь 5.1, 5.1.1, 5.1.2, VS 5.1

Для большинства элементов, диагностируемых с помощь кодов, основными причинами неисправности являются:

а) дефект соответствующего элемента (указан в детализации кода);

б) плохой контакт в разъеме элемента, обрыв проводки или короткое замыкание в цепи элемента (цепи питания «массы», сигнала);

в) дефект электронного блока управления двигателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: