Социальный рост: сохранение социальной стабильности

Высокие темпы увеличения инвестиций и экспорта до сих пор обеспечивают львиную долю роста, но, по мнению китайских и иностранных экономистов, они не смогут поддерживать экономику КНР в долгосрочной перспективе.

«Рост инвестиций в основные активы может ухудшить и так довольно критическую ситуацию с избыточными производственными мощностями, а так же повысить нагрузку на банковскую систему… увеличение бюджетных расходов на здравоохранение и образование может не только помочь сотням миллионов небогатых китайцев, но и сократить норму сбережений. Ведь в Китае сберегают так много из-за того, что системы здравоохранения, образования и соцобеспечения не развиты, они не устраивают людей, поэтому те и откладывают на черный день. Рост госрасходов в этих сферах сократил бы инвестиции и увеличил емкость внутреннего рынка. Внутренний рынок в Китае имеет огромный потенциал. В ближайшие 20 лет около 200-250 млн. человек переедут из сел в города. Мигранты из села будут пополнять пул рабочей силы и создавать спрос на городскую инфраструктуру. Все это означает, что китайский рост и политика правительства КНР в более значительной степени фокусироваться на качестве развития, на внутреннем развитии.

Переориентация на внутреннее потребление уже происходит. В 2005г. внутренний спрос обеспечивал 37,8% ВВП Китая – на 12 %-ых пунктов больше, чем 10 лет назад. В рамках политики внутреннего роста власти КНР собираются резко повысить расходы на развитие сельских районов и на транспортную инфраструктуру. Правительство уже разослало указания в региональные администрации, потребовав от них сфокусироваться на экологически устойчивых моделях экономического роста. В ближайшие 15 лет планируется построить 40 новых атомных станций. Большинство китайских экспертов полагаю, что современная атомная энергия относительно безопасна и не наносит такого ущерба атмосфере, как сжигание угля или мазута.

Ставка на прогресс.

В начале 2006 года Госсовет Китая опубликовал программу превращения Китая к середине XXI века в один из мировых центров науки и технологий. Еще десять, двадцать лет назад подобная программа показалось бы фантастической, но сейчас она выглядит вполне реально. Китайские компании давно поняли, что иностранные владельцы патентов и брендов получают основную часть доходов от производства в Китае.

Расходы на научно-исследовательские разработки (НИР) выросли с 0,5% ВВП в середине 90-х до 1,3% ВВП сегодня. По данным последнего доклада ОЭСР, расходы КНР в 2006 году составят 136 млрд. долларов. По этому показателю страна уступит только США (330 млрд. долларов). А уже к 2020 году Китай будет тратить на НИР больше, чем любое другое государство мира, - 370 млрд. долларов.

На протяжении двух десятилетий количество научных статей, публикуемых в международных журналах китайскими учеными, растет на 15%-20% в год. Количество патентных заявок от китайских изобретателей увеличилось на 50%. А наличие политической и финансовой поддержки со стороны правительства и огромное число ученых, инженеров и исследователей показывает потенциал развития науки и технологий.

Инновационные кластеры уже возникают по всему Китаю. Они расположены вокруг лучших университетов в Пекине и Шанхае, а так же в специальных научно-исследовательских и научно-технических парках, созданных местными властями в качестве бизнес инкубаторов. Эти кластеры привлекают гранты от правительства, китайский венчурный капитал, лучших сотрудников из Китая и из-за границы (в основном китайцев, получивших образование в Европе и США). До недавних пор источником финансирования науки в Китае было государство, которое направляло средства в разветвленную систему научно-исследовательских институтов. В 1996 году частные компании вкладывали в НИР лишь 43% суммарных вложений. В 2005-м доля частного сектора выросла до 67% всех инвестиций в НИР – это практически соответствует показателям развитых стран. Причем сегодня китайские компании уже инвестируют в науку больше, чем западные. Если раньше в КНР диаспору воспринимали прежде всего как источник денежных переводов и инвестиций в материковый Китай, то сегодня многие в стране смотрят на нее с точки зрения «репатриации мозгов». Так в 2006 году европейская фармацевтическая компания Novartis стала первой глобальной компанией данного сектора, решившей открыть крупный исследовательский центр в Китае. Компания признала, что решение открыть центр в Китае не связано с надеждой использовать недорогую рабочую силу в стране. Поначалу основную часть занятых в центре составят китайские ученые, которые получили образование в США и Европе и хотят вернуться на родину.   

 

Компании будущего.

Огромный внутренний рынок Китая позволяет Китайским компаниям достигать необходимого для международной экспансии масштаба. Уже сегодня улицах китайских городов помимо всем известных международных брендов невозможно не заметить бренды местные: компьютеры Lenovo, телевизоры TCL, холодильники и стиральные машины Haier, телефоны Bird, мобильные сети China Mobile и так далее. За пределами Китая о них знают не много, зато они прекрасно известны внутри Поднебесной.

Многие аналитики полагают, что совсем скоро китайские компании станут глобальными, пойдя по пути своих американских, японских и корейских предшественников и конкурентов.

Одна из причин для экспансии на внешнем рынке – достижение высокой доли рынка внутри государства. Впрочем, выходить на зарубежные рынки планируют даже те компании, которые не полностью реализовали свой потенциал внутри Китая. Цель выхода на мировую арену проста – получить новые возможности увеличения прибыли в будущем, когда на внутреннем рынке норма прибыли будет снижаться. В Китае пока лишь 12% населения пользуются мобильной связью, но China Mobile уже вышла на рынок Эфиопии и рассматривает другие рынки в Азии и Африке.

Все китайские бренды сформировались в довольно жестких условиях. Во-первых, после вступления в ВТО в 2001 году им приходилось конкурировать с иностранцами, которые на тот момент имели преимущества в технологиях и инновациях. На дешевой же продукции построить сильные бренды сложнее.

Те компании, которым удалось выстоять в жесткой конкурентной борьбе – как с пиратами, так и с международными компаниями, - быстро превратились в лидеров. Китайские компании часто весьма успешны в организации производства и снижения издержек. Но у многих были серьезные проблемы с маркетингом на иностранных рынках. Со временем они поняли, что должны нанимать профессионалов, знающих рынки развитых стран и психологию х потребителя, и что надо строить свою маркетинговую стратегию исходя из особенностей рынков сбыта, а не возможностей своего производства в Китае. Это привело их к быстрой интернационализации.

Другой способ борьбы за место под солнцем – объединение. В ноябре 13 крупнейших компаний по производству телевизоров и видеотехники решили объединиться в ассоциацию. Компании станут вместе заниматься маркетингом за пределами Китая, а так же объединять стандарты будут совместно пользоваться патентами.

 

 

Заключение.

Всестороннее реформирование китайской экономики еще не завершено. Но уже сейчас можно обобщить опыт китайских реформ, определить специфику китайской экономической модели.

Ли Цзинвэнь в своей работе «Успехи экономики. Прогноз на XXI в.» выделяет ряд основных источников таких возможностей:

1. Колоссальное население и, следовательно, обширнейший в мире внутренний рынок.

2. Оптимизация производственной структуры.

3. Ускорение научно-технического прогресса.

4. Интеграция в мировую экономику и многополюсная новая мировая политическая и экономическая структура.

 

Численность населения будет возрастать в период с 2000 по 2050гг. Уже сейчас Китай ослабляет систему контроля рождаемости.

С начала проведения реформ и политики открытости в результате перехода рабочей силы из сельского хозяйства в обрабатывающие отрасли в Китае дополнительный ежегодный прирост ВВП составляет 1%.

Китай имеет возможность, используя преимущества более позднего развития, применять наряду с собственными привлеченную извне технику, что обеспечивает весьма существенную экономию времени и средств. Тем самым достигается ускорение экономического развития. Такая тенденция сохраниться еще в течение 30-50 лет.

Интеграция в мировую экономику необходима для возрастания политического и экономического веса Китая на международной арене.  

 

 

Таблицы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: