Система уполномоченных государственных органов и иных субъектов, осуществляющих бюджетную деятельность государства

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы: во-первых, органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти; во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией; в-третьих муниципальные органы.

 

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ). Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

 

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. I ст. П4 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Президента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

 

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Они распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финансов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ возглавляет систему финансовых органов. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей (в части исчисления и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета, а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы, включающую территориальные органы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. налоговые органы находились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Министерству финансов РФ.

Таможенные органы, подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности государства осуществляют деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Федеральная служба по финансовому мониторингу действует в структуре Министерства финансов РФ на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004г. В эту службу преобразован Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с необходимостью усиления государственного финансового контроля и предотвращения правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности легализации доходов, полученных преступным путем.

Тем же Указом Президента РФ создана Федеральная служба страхового надзора в структуре Министерства финансов РФ вместо Департамента страхового надзора. Главное направление деятельности этой службы – организация деятельности страховых компаний и государственный надзор в сфере страхования, которые регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

 

 

Список задач.

 Задача 1.

В июле 2019 г. в Управление Федерального казначейства по Н-скому р-ну Н-ской области были предъявлены исполнительные листы к муниципальному образованию «Н-ский район» на общую сумму 100 млн. руб.

Данная задолженность у муниципального образования «Н-ский район» возникла вследствие дефицита бюджета за предыдущие годы. В бюджете муниципального образования на 2019 г. не предусмотрено погашения долгов прошлых лет. Доходы бюджета на 2019 год составляют – 190 млн. руб., из них собственных доходов – 100 млн. руб.

Имеются ли основания для введения временной финансовой администрации и передачи исполнения бюджета муниципального образования «Н-ский район» финансовому органу субъекта РФ?

Могут ли данные исполнительные листы быть исполнены за счет бюджетных средств муниципального образования?

Включается ли указанная задолженность в состав муниципального долга?

Ответ: Согласно статье 168.2 БК РФ, решение о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств или бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

Исходя из задания, становится понятно, что объём задолженности муниципального образования превышает не только 30 процентов, но и половину дохода всего бюджета. На данном основании и на основании отсутствия производства по делу о неплатежеспособности данного муниципального образования считаю необходимым обращение в арбитражный суд данным муниципальным образованием с целью введения временной финансовой администрации.

Исполнительные листы следует исполнять из собственного бюджета муниципального образования, так как в силу статьи 126 ГК РФ оно отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

Данная задолженность включается в муниципальный долг в силу статьи 100 БК РФ.

 

 

Задача 2

МУП «Электротеплосеть» в период с 01.06.2018 по 31.12.2018 г. при оказании коммунальных услуг предоставлял льготу по оплате стоимости услуг отопления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих в сельской местности. В связи с тем, что затраты в сумме 120 066 руб. 25 коп. по предоставленным льготам, не были компенсированы, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 120 066 руб. 25 коп, убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам за отопление жилых помещений.

Решите дело.

Должны ли быть компенсированы убытки МУП? Если да, то за счет средств, какого бюджета?

В расходные обязательства, какого бюджета должны быть включены данные виды расходов?

 

Убытки МУП Необходимо компенсировать в силу следующих обстоятельств:

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Исходя из статьи 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренной статьями 15, 16 ГК РФ истцу необходимо доказать состав правонарушения, включающий наличие противоправных действий (бездействия), вины, размер убытков, а также причинную связь между неправомерными действиями (бездействием) и причиненными убытками.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При этом, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 958-О-О, из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено на федеральном уровне нормативно-правовыми актами.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Между тем, статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: