Финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам в спорный период должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов Местного самоуправления либо должностных лиц этих органов относится к бюджетным ассигнованиям.

 

 

Задача 3.

В соответствии с решением Совета директоров Центральный банк РФ в лице председателя заключил договор с Правительством РФ о том, что Банк России отвечает за долги Правительства РФ, а Правительство РФ, в свою очередь, может погашать свою задолженность перед Банком России за счет средств внутреннего займа. Кроме того, Банк России принимает на себя обязательство безвозмездно осуществлять операции со средствами федерального бюджета, однако указанный порядок не распространяется на операции со средствами внебюджетных фондов.

Правомерен ли заключенный договор? Соответствует ли он правовому положению Банка России и его функциям?

Данный договор правомерен, так как согласно ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) гл. IV, ст. 23: Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами. Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.

 

 

Задача 4.

В бюджете г. Н-ка в 2018 г. Департаменту здравоохранения было выделено 3 миллиона рублей на ремонт школ города к началу учебного года. Однако в течение года администрация города приняла решение, что 1 миллион рублей из этих средств должен быть израсходован на ремонт поликлиник в городе, а также на выплаты по заработной плате учителям в виде надбавок до средней заработной платы по региону, в связи с недостаточностью средств, выделенных на эти цели.

Соответствует ли это решение принципам бюджетной системы? Если нет, то какой принцип нарушен?

Не соответствует, так как если средства выделены департаменту образования, они не могут быть использованы в качестве бюджета департамента здравоохранения. Нарушен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, закрепленный в главе 5. «Принципы бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ.

Однако, существует мнение, что администрация города имеет право внести изменения в ранее утверждённый бюджет, и внести это предложение на сессию Законодательного органа (городское законодательное собрание), и если зак. собрание утвердит такое изменение, то оно будет уже правомочно и правомерно в силу статьи 14 БК и ст. 14, 37 131-ФЗ.

 

 

Задача 5.

Индивидуальный предприниматель Иванов С.Л. обратился в Арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по субъекту РФ о взыскании за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 633 309 руб., понесенных истцом в 2013 г. в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по федеральным социальным проездным документам; к Министерству финансов субъекта РФ о взыскании за счет средств казны субъекта РФ убытков в размере 2 122 883 руб., понесенных истцом в 2006 г. в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по региональным и муниципальным социальным проездным документам.

Индивидуальный предприниматель Иванов в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 предоставлял услуги по перевозке на автомобильном транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении на основании договора от 01.01.2013 № 16-06, заключенного с Муниципальным комитетом по транспорту администрации муниципального образования на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения.

В соответствии с п. 6.3 договора о перевозке от 01.01.2013 выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов подлежали компенсации за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Иванов при осуществлении пассажирских перевозок предоставлял льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом субъекта РФ «О социальной поддержке отдельных категорий населения субъекта РФ», Указом губернатора области от 02.02.2005 № 15 «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси)».

Решите дело.

По руководству Селюкова А.Д. в условия задачи внесены изменения. Время действия перенесены из 2013 в 2020 год.

В данном случае суду следует признать иск ИП Иванова в силу следующих обстоятельств:

Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Из пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 следует, что за счет бюджетных средств компенсируется не полученная от потребителей плата. Споры о взыскании возмещения классифицируются как споры о взыскании убытков.

Если в соответствии с нормативно-правовыми актами транспортная компания обязана предоставлять отдельным категориям граждан бесплатный или льготный проезд, она вправе претендовать на получение из бюджета компенсации понесенных расходов. Если точнее, возмещению подлежит недополученная плата. Стоимость льготного проезда, которую оплачивают граждане льготных категорий, не возмещает убытки полностью. Недостаточность средств в бюджете, предусмотренных для финансирования соответствующих расходных обязательств, не препятствует взысканию убытков в полном объеме.

При наличии утвержденной на региональном уровне методики расчета суммы компенсации следует руководствоваться именно ею, пока она не отменена или не признана незаконной либо если перевозчик не докажет иной размер убытков. При отсутствии методики перевозчик должен принять во внимание разницу между стоимостью обычного и льготного проездного билета, количество перевезенных льготных пассажиров.

В случае отсутствия достоверного учета количества поездок может возникнуть спор по поводу этого показателя. Срок исковой давности отсчитывается от 1 января года, следующего за годом перевозки льготных пассажиров.

 

 

Задача 6.

Между Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» и администрацией муниципального образования сельского поселения «Эвенкийское» было подписано соглашение о мерах по повышению эффективности исполнения бюджетных средств и недопущению возникновения просроченной кредиторской задолженности по первоочередным расходам. Соглашение предусматривало условия предоставления получателю (сельскому поселению) иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» в 2015 году. Через некоторое время министерством финансов Республики Б. в адрес главы муниципального образования «Северо-Байкальский район» направлено письмо, согласно которому Министерством проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год.

В результате анализа выявлено, что по поселениям муниципального района превышены нормативы, установленные постановлением Правительства Республики Б., в том числе в сельском поселении «Эвенкийскоe». В связи с этим предложено принять меры по соблюдению поселениями района п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в случае необходимости применить к ним механизм сокращения (приостановления) предоставления межбюджетных трансфертов. В связи с этим финансовым управлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Б. принят соответствующий приказ в адрес Администрации муниципального образования сельского поселения «Эвенкийское», в соответствии с которым предоставление иных межбюджетных трансфертов поселению «Эвенкийское» приостановлено.

По мнению администрации, данный приказ не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности.

Права ли администрация? Если да, то какие конкретно нормы Бюджетного кодекса нарушены? Ответ обоснуйте.

Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» неверно трактовала нормы статьи 136 БК РФ, в следствие чего в 2015 году были приняты в расчет результаты анализа с истекшим сроком давности. А именно, в силу вышеупомянутой части 2 ст. 136 БК РФ учитывается период 3 лет, а не 4-х.

Кроме того, принятое решение о выделении дополнительных средств можно назвать мерами по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований, закрепленных в ст. 138.4 БК РФ. А учитывая, что данные меры били приняты спустя 4 года после периода анализа, дальнейшие действия администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» теряют всякий смысл.

 

 

Задача 7.

Министр финансов Российской Федерации дал указание Федеральному казначейству перечислить 100 миллионов рублей для погашения задолженности бюджетными учреждениями перед работникам бюджетной сферы по заработной плате.

Дайте юридическую оценку подобному указанию.

Погашение задолженности перед подчиненными сотрудниками по заработной плате – есть прямая обязанность всякой организации. В силу статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов.

Прежде всего стоит отметить, что деньги должны быть перечислены в специальные фонды, которые обеспечивают выплату зарплаты работникам бюджетной сферы. Только после этого через единые расчетные центры осуществляется выплата денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений.

В силу статьи 129 БК РФ подобные выплаты осуществляются в виде субсидий или дотаций. При этом разница между этими видами межбюджетных трансфертов существует в части принадлежности обеспечиваемых бюджетных учреждений к государственному и муниципальному уровню.

Таким образом, устанавливается, что субсидия – это денежная помощь, оказываемая гражданам и организациям, госорганам, другим государствам. Под данную категорию попадают государственные служащие, зарплата которым начисляется в специальный фонд оплаты.

Согласно статье 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Выплата муниципальным служащим осуществляется в виде дотаций, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования, денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям. Это своего рода «спасательный круг» для терпящих бедствия предприятий, фактическое пожертвование, не подлежащее возврату.

 

 

Задача 8. Определите бюджетно-правовой статус РГУП (его полномочия как субъекта бюджетных правоотношений).

РГУП – это федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, юридический и экономический вуз Российской Федерации, занимающийся подготовкой специалистов для судебной системы.

Его учредителем является Верховный Суд Российской Федерации, который в свою очередь является для РГУП распорядителем бюджетных средств на основании статьи 158 БК РФ.

В свою же очередь РГУП является распорядителем бюджетных средств для своих 11 филиалов. Также на основании пунктов 5.2-5.11 РГУП приведены иные полномочия РГУП, А именно:

Имущество Университета является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Земельные участки, необходимые для выполнения Университетом уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Крупная сделка может быть совершена Университетом только с предварительного согласия Верховного Суда Российской Федерации.

Финансовое обеспечение РГУП осуществляется из предоставленных государством субсидий, грантов и собственных средств, полученных в результате оказания им платных учебных услуг, а также иных разрешенных законом форм деятельности и добровольных пожертвований.

Как и прочие получатели бюджетных средств РГУП осуществляет следующие бюджетные полномочия в силу статьи 162 БК РФ:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

 

 

Задача 9. Назовите: кто и с какими полномочиями по линии бюджетного контроля вправе проверить бюджетную деятельность РГУП?

Во-первых, таковым органом является Счетная палата РФ, так как ее контрольные полномочия в соответствии со ст.12 Закона 4-ФЗ распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные компании. Вопросы проведения контрольных мероприятий Счетной палатой РФ регулируются Регламентом Счетной Палаты Российской Федерации

Во-вторых, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ все организации независимо от организационно-правовой формы должны представлять в налоговый орган (по местонахождению) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Что также немаловажно в контроле расходования бюджетных средств РГУП.

В третьих, РГУП, несомненно, отчитывается перед Верховным Судом Российской Федерации, который является Главным распорядителем бюджетных средств.

 

 

Задача 10. Определите, в чем преимущество казначейского исполнения бюджетов в сравнении с банковским исполнением бюджетов?

Контролировать расходование целевых средств чрезвычайно важно, во избежание их хищения, присвоения и растраты.

В связи с этим, во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывается идентификатор контракта, по которому можно точно отслеживается весь путь денежных средств. То есть, каким образом они в конечном итоге они были использованы.

Казначейское сопровождение имеет ряд положительных черт. А именно:

1) повышается открытость и прозрачность исполнения государственных контрактов. Это весьма актуально для закупок, с привлечением большого количества субподрядчиков;

2) казначейское сопровождение выявляет недобросовестных конкурентов, а также помогает отпугивать их.

3) казначейское сопровождение – это своего рода гарантия, что деньги на целевые расходы будут получены без отговорок со стороны заказчика.

В этом, безусловно, и заключаются основные преимущества казначейского сопровождения перед банковским сопровождением бюджетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: