Процесс создания новых российских государственных институтов: основные положения Конституции 1993 г

Трагические события осени 1993 года резко изменили общественную и политическую ситуацию в России. Президент предпринял активные шаги по закреплению своей победы. Серией указов он фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Страна вступила в постсоветский период своего развития. Место прежней государственности теперь должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте новой российской конституции, доработанной в октябре президентской командой.

Смена Конституции РСФСР 1978 г. была обусловлена следующими причинами:

– Конституция РСФСР принималась в 1978 г. под Конституцию СССР 1977 г. и закрепляла положение России как составной части Советской империи; в декабре 1991 г. договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. был аннулирован, и СССР распался;

– Конституция РСФСР 1978 г. принималась под брежневский режим (как и все предшествующие «советские Конституции» – под правителя), а в результате кризиса социализма он был упразднен;

– Конституция РСФСР закрепляла монополию на власть КПСС, которая в 1991 г. развалилась;

– формально Конституция РСФСР провозглашала власть Советов, но реально они были прикрытием власти партаппарата КПСС, с упразднением КПСС власть Советов оказалась неэффективной;

– в 1992 г. в России начались радикальные экономическая, правовая и политическая реформы, в то время как Конституция РСФСР закрепляла в экономике монопольную собственность госаппарата – так называемую «общенародную социалистическую собственность» и власть Советов;

– в России сложилась многопартийность;

– введение поста и всенародные выборы Президента РФ с широкими полномочиями были не совместимы с всевластием и безответственностью прокоммунистических Советов;

– с крахом КПСС, старая система власти разрушилась, а новая не была конституционно закреплена.

Таким образом, в начале 90-х гг. XX века в России возникла острая необходимость принятия Конституции, соответствующей общепринятым в мире стандартам.6 ноября 1993 г. был принят Указ Президента «О проекте Консти­туции Российской Федерации, представляемом на всенародное го­лосование». В конце месяца принимается Положение о государст­венном гербе Российской Федерации (старинный двуглавый орел был восстановлен в правах). 12 декабря 1993 г. всенародным голосо­ванием была принята Конституция РФ. Ее поддержали не менее 33 миллионов граждан из 106 миллионов имеющих право голоса, более 23 миллионов выступили против, а почти 50 миллионов вообще игнорировали голосование. Несмотря на то, что за Конституцию проголосовало менее трети взрослого населения страны, она принята. Может ли быть в такой ситуации обеспечено гражданское взаимопонимание между россиянами?

12 декабря 1993 года этот проект Конституции был вынесен на референдум. На этот же день были назначены и выборы в новый парламент – Федеральное Собрание. По опубликованным данным, за принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

Конституция РФ провозглашала Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы всех ветвей власти самостоятельны, но при этом разделение властей предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

Государственную власть в РФ осуществляют президент, Федеральное Собрание (двухпалатный парламент), Правительство РФ и суды. Но главная особенность Конституции РФ заключается не в этом, а скорее в перераспределении властных полномочий в пользу президента.

Вместе с тем парламент России в лице своих палат на основе ст. 93 и 102 Конституции РФ может отрешить президента должности, а на основе ст. 103, 111, 117 поставить вопрос о доверии исполнительной власти правительству и его председателю. В свою очередь полномочия президента по конституции позволяют ему на основе ст. 84, 111, 117 распустить одну из палат Федерального собрания – Государственную Думу и назначить внеочередные парламентские выборы в нижнюю палату парламента.

Правительство России формируется президентом (ст. 83, 111), но для назначения Председателя правительства необходимо согласие Государственной Думы.

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Именно ему принадлежит законодательная власть. Согласно Конституции Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом РФ. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти), и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Каждая из палат избирает из своего состава председателя и его заместителей.

Независимость и самостоятельность трех ветвей власти в РФ проявляется и в сроках их полномочий, временных рамках функционирования. В частности, президент избирается сроком на 4 года, причем одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы избираются на 4 года и могут переизбираться на новый срок многократно.

Конституция РФ 1993 года установила и основы организации власти в субъектах Федерации и на местах. Особенностью России как федеративного государства является двухуровневая система, поскольку, помимо федерального парламента, в субъектах Федерации действуют свои парламенты. Их статус, функции и организация деятельности в основных чертах схожи с соответствующими элементами статуса Федерального собрания. 1 сентября 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его принятие положило начало реформе местного самоуправления в РФ, развитию федерального муниципального законодательства.

В новой российской Конституции РФ предусмотрены возможности порядка внесения в нее изменений, Это можно сделать либо путем пересмотра всего текста Основного закона, либо через принятие поправок федеральным конституционным законом. Три главы Конституции РФ (гл. 1, 2, 9 – Основы конституционного строя, Права человека и гражданина и Пересмотр Конституции) не могут быть изменены Федеральным Собранием. Их корректировка возможна только при общем пересмотре конституционного текста, то есть в результате разработки и принятия нового Основного закона.

Что касается остальных глав Конституции РФ, то они могут быть изменены путем принятия федерального конституционного закона, но процедура в этом случае более сложная – она предусматривает участие субъектов РФ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: