Новая Конституция России

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции. 58,4% участвовавших в нём одобрили её. В Конституцию были включены положения о базовых правах человека и гражданина — свобода слова, печати, собраний и др. Утверждался демократический принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную. Полномочия президента значительно расширялись. Он формировал правительство, являлся гарантом соблюдения Конституции, Верховным главнокомандующим; определял основные направления внешней политики, имел право распускать парламент и назначать досрочные выборы, издавать указы по важнейшим проблемам жизни страны.

Законодательным органом стал двухпалатный парламент — Федеральное Собрание Российской Федерации. Его верхняя палата — Совет Федерации — представляла субъекты Федерации. В 1990-е гг. в Совет Федерации входили руководители субъектов Федерации и их законодательных собраний. Нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу — предстояло избирать гражданам, имеющим право голоса. Предполагалось, что голосование будет проводиться как за кандидатов, выдвинутых политическими партиями, так и по одномандатным округам (им выделялось 50% мест). Это обеспечивало прохождение в Государственную Думу и наиболее популярных, ярких политиков, и фигур, выдвигаемых партиями.

По пути решения национальных и региональных проблем.

Разрешение конституционного кризиса в 1993 г. создало предпосылки для нормализации положения в Российской Федерации. Однако их осуществление оказалось затруднено. Левые фракции Государственной Думы блокировали законодательные инициативы правительства. Продолжался спад в экономике, обострялись социальные проблемы. Наибольшие сложности вызвали межнациональные отношения. Возникла угроза, что Россию постигнет участь СССР. В регионах Российской Федерации ещё до распада СССР начался подъём национальных и общественно-политических движений. Ставились вопросы развития национальных культур, повышения статусов языков, прав регионов на землю и её недра, самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.

Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил полномочия субъектов Федерации и их органов власти, однако не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. Эти республики, а также Башкортостан, Тува и Якутия (Республика Саха) сократили отчисления в федеральный бюджет. В ряде автономных республик были приняты конституции, в которых утверждались верховенство местных законов над федеральными и право выхода из Федерации. Разрешение конституционного кризиса и принятие новой Конституции отчасти улучшило ситуацию. В 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Затем последовала нормализация отношений федеральных властей и с большинством других субъектов Федерации.

Начало конфликта в Чечне.

Наиболее сложная ситуация сложилась в Чеченской Республике. Ещё в 1991 г. были провозглашены её независимость и выход из состава СССР и РСФСР. Президентом самопровозглашённого государства стал бывший советский генерал Д.М. Дудаев. По его решению всё вооружение и военная техника на территории Чечни объявлялись её собственностью и передавались формировавшимся чеченским военным частям. В 1993 г. Дудаев распустил парламент Чечни, в республике утвердился диктаторский режим. Независимость республики не была признана ни одной страной мира, её границы с Россией оставались открытыми, но законы Российской Федерации на территории Чечни не действовали. Она превратилась в перевалочный пункт международной торговли наркотиками, оружием, нелегального ввоза и вывоза товаров из России. В отношении русских, живших в Чечне, проводилась политика террора и запугивания.

После завершения конституционного кризиса в России федеральные власти предприняли попытку решить проблему в республике. 30 ноября 1994 г. Б.Н. Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Ожидавшая решительной поддержки центра чеченская оппозиция поднялась против режима Дудаева. 11 декабря 1994 г. началась первая чеченская война. Федеральные войска вступили на территорию республики и к лету 1995 г. после тяжёлых боёв заняли основные населённые пункты. Боевиков оттеснили в горы.

В Чечне Россия столкнулась с исламским фундаментализмом — силой, враждебной всякой демократии. В июне 1995 г. группа боевиков захватила больницу в городе Будёновске (Ставропольский край) и превратила более 1,5 тыс. человек в заложников. Федеральные власти вступили в переговоры с лидерами боевиков. Одновременно продолжались боевые действия. В апреле 1996 г. Дудаев был убит, однако это не изменило ситуацию. В августе 1996 г. отряды боевиков, спустившиеся с гор, перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. После этого в городе Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривавшие вывод федеральных сил с территории Чечни и проведение в республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: