Софья Андреевна Толстая

Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье.

5 марта 1925 года – знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. В 1925 году состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами.

«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», – писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне».

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Софья Толстая – еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея.

Ей выпал горький жребий: пережить ад последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом.

 

Задание 25. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Ты такая ж простая, как все …», письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Покажите антитезу прошлого и настоящего в стихотворении.

2.Как тема любви смыкается в стихотворении с темой России?

 


***

такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

 

По-смешному я сердцем влип,

Я по-глупому мысли занял.

Твой иконный и строгий лик

По часовням висел в рязанях.

 

Я на эти иконы плевал,

Чтил я грубость и крик в повесе,

А теперь вдруг растут слова

Самых нежных и кротких песен.

 

Не хочу я лететь в зенит,

Слишком многое телу надо.

Что ж так имя твое звенит,

Словно августовская прохлада?

 

Я не нищий, ни жалок, ни мал

И умею расслышать за пылом:

С детства нравиться я понимал

Кобелям да степным кобылам.

 

Потому и себя не сберег

Для тебя, для нее и для этой.

Невеселого счастья залог -

Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,

Словно в листья, в глаза косые...

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.


 

Задание 26. Прочитайте цитаты из стихов С. Есенина. Определите в них средства соотнесения небесного с земным (сравнения, метафоры, олицетворения). Покажите справедливость следующего суждения И. Эвентова: «Одни и те же явления природы могут раскрываться через разные предметы».

 





Небо

1. Голубеет небесный песок.

2. Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из лёгкого золота

Закачались лампадки небес.

 

Тучи и облака

1. Туча кружево в роще связала,

Закурился пахучий туман.

2. На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

3. Тучи с севера сыпались каменной грудой.

4. О эта ночь! Как могильные плиты,

По небу тянутся каменные облака.

 

Звёзды

1. Синюю звёздочку свечкой

Я пред тобой засвечу.

2. Листьями звёзды льются

В реки на наших полях…

 



Солнце

1. Ныне

Солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса.

2. Лижут сумерки золото солнца.

3. Плещет рдяный мак заката

На озёрное стекло.

4. В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок, моет лапкой рот…

5. По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

6. Где заря красным всадником мчится.

 

Луна

1. Ягнёночек кудрявый месяц

Гуляет в голубой траве.

2. Ковригой хлебною под сводом

Надломлена твоя луна.

3. Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

4. И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

5. Тонкий лимонный лунный свет.


 

Задание 27. Диагностика знаний – важный элемент образовательного процесса, ведь она позволяет не только оценить имеющиеся знаний, но и выявить ошибки, над которыми следует работать, проанализировать трудности, поставить новые цели и задачи.

Прочитайте приведенные ниже стихотворения, письменно ответьте на следующие вопросы, затем проведите самодиагностику. На основании самодиагностики составьте свое «дерево целей», называя те задачи, которые прежде всего нужно осуществить для своего успешного учения.

Вопросы:

1. Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей?

2. Стихотворение С.А. Есенина начинается и заканчивается образом дороги. Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении?

3. Какую роль в приведенном стихотворении играют сравнения?

4. Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Пороша» с приведенным ниже стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»?

С.А. Есенин А.С. Пушкин
ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.   Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.   Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.   Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. ЗИМНЯЯ ДОРОГА Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.   По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.   Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…   Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег…Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне…

Проведите самодиагностику по плану:

  • Больше всего меня затруднило: составлять связный ответ; подбирать аргументацию с опорой на текст произведения; создавать вступительное предложение текста; в конце текста делать вывод.
  • Я сомневаюсь и путаюсь: при осмыслении художественных образов; при анализе лирических стихотворений; при определении главной мысли стихотворения.
  • Из средств художественной выразительности я затрудняюсь в определении: эпитетов; метафор; сравнений; олицетворений; другой вариант.
  • При создании ответа на сопоставление я затрудняюсь по причинам: не знаю параметров сопоставления; не могу словесно оформить ответ; не умею выделять общее в произведениях; не умею подбирать цитаты.

 

Задание 28. Сергей Есенин и Владимир Маяковский ‑ два крупнейших советских поэта, свидетели и участники одних событий, жившие и творившие в одно время. Известен интерес, с каким они относились к творчеству друг друга, но принадлежность к различным и враждебным литературным группировкам наложила определенный отпечаток и на их взаимоотношения. Маяковский относился к футуристам, а Есенин – к имажинистам. Оба поэта довольно часто встречались в акмеистском кафе «Бродячая собака», где наряду с И. Северяниным, М. Кузминым, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, Н. Клюевым, Г. Ивановым, Г. Адамовичем и другими читали свои стихи. Встречи их, сначала эпизодические, еще более участились и стали носить резко полемический характер в контексте вражды имажинизма и Лефа.

Подберите отрывки из стихов С. Есенина и В. Маяковского, отражающие авторскую позицию на следующие темы: любвь, Родина и родной дом, революция, отношения поэта и поэзии (назначение поэзии), образ женщины, природа и др. (по 2-3 отрывка на каждую тему).

Подготовьте выразительное чтение наизусть отобранных вами отрывков для участия в поэтической дуэли «Маяковский – Есенин».

 

Задание 29. На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: