Заполните анкету, посвященную поэзии Серебряного века

1. Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.

2. Модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности.

3. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

4. Модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

5. Поэт – создатель образа Прекрасной дамы …

6. Какие поэты Серебряного века закончили жизнь самоубийством?

7. Приведите примеры неологизмов из поэзии Серебряного века.

8. Как связаны А. Блок и Д. Менделеев?

9. К какой группе символистов относились поэты В. Брюсов и К. Бальмонт?

10. Настоящая фамилия Ахматовой …

11. Представители какого направления создали манифест «Пощечина общественному вкусу»?

12. Что означают ахматовские строки: “Муж в могиле, сын в тюрьме, / Помолитесь обо мне”?

13. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке?

14. Продолжите известные слова А.Ахматовой: “Я научила женщин говорить…”

15. Представителям какого литературного направления принадлежат стихи:

Как я люблю фламандское панно,

Где овощи, и рыбы, и вино,

И дичь богатая на блюде плоском –

Янтарно-желтым отливает лоском.

И писанный старинной кистью бой –

Люблю. Солдат с блистающей трубой,

Клубы пороховые, мертвых груду,

И вздыбленные кони отовсюду!

16. Представителям какого литературного направления принадлежат стихи:

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать кому?

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

покрою умную морду трамвая.

Задание 30. Лирика Серебряного века многообразна и очень музыкальна. Многие фразы из стихов поэтов этого периода культуры стали известными афоризмами

Составьте подборку цитат из стихов 3-х запомнившихся Вам поэтов Серебряного века на предложенные темы (2 цитаты на каждую тему): «Любовь», «Природа, родина», «Мужчины и женщины».

Задание 31. Проанализируйте по одному стихотворению поэтов футуристов, символистов и акмеистов по плану (всего 3 текста).

Объем письменного ответа – 10-20 предложений на одно стихотворение.

 

План анализа лирического произведения

Вступление

Биографическое: рассказать об истории создания стихотворения, определить особенности творчества поэта

Тематическое: определить особенности звучания данной темы в лирике поэта

Лирическое: поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов

Основная часть

1. Восприятие. Опишите собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

2. Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.

2.1. Тема стихотворения (пейзаж; общественно-политическая; любовная; философская о назначении поэта, о родине и др.)

2.2. Жанр (ода, послание, исповедь, размышление, элегия и др.)

2.3. Композиция: на какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются?

2.4. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

  • Тропы (эпитет; сравнение; гипербола; литота; олицетворение; метафора)
  • Стилистические фигуры (повторы; риторический вопрос; антитеза; градация; инверсия). Для какой цели используются именно эти стилистические фигуры?
  • Поэтическая фонетика (аллитерация; ассонанс; анафора; эпифора) Какой эффект достигается благодаря этим фонетическим средствам?

2.5. Обратите внимание на лексику. Каковы ее особенности? (устаревшая, высокая, сниженная, разговорная, неологизмы). Почему была выбрана именно такая лексика?

2.6. Обратите внимание на особенности пунктуации. Каковы они?

2.7. Охарактеризуйте состояние лирического героя. Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?

2.8.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

Заключение

Оценка: Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Каково ваше отношение к стихотворению? Какие мысли оно вызвало у вас?

 

& Для справки:

СИМВОЛИ́ЗМ (фр. Symbolisme) – одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Основные признаки символизма:

  • преемственная связь с романтизмом;
  • устремление к художественному ознаменованию вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувствительных восприятий;
  • поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ, помогающий прорваться через пелену повседневной жизни к идеальному миру;
  • провозглашение интуитивного постижения мирового единства через символическое обнаружение соответствий и аналогий: между звуком и запахом, формой и цветом;
  • музыкальная стихия объявлялась праосновой жизни и искусства;
  • вера в надреальную или иррационально магическую силу поэтической речи;
  • обращение к древнему средневековому искусству в поисках генеалогического родства.

Поэты-символисты: Мережковский Дмитрий, Блок Александр, Брюсов Валерий, Бальмонт Константин, Белый Андрей, Анненский Иннокентий, Гиппиус Василий, Гиппиус Владимир, Гиппиус Зинаида, Волошин Максимилиан, Городецкий Сергей, Иванов Вячеслав, Балтрушайтис Юргис, Герцык Аделаида, Добролюбов Александр, Зиновьева-Аннибал Лидия, Кобылинский Лев («Эллис»), Кондратьев Александр, Коневской Иван, Кузмин Михаил, Лохвицкая Мирра, Ремизов Алексей, Соловьёв Владимир, Соловьёв Сергей, Сологуб Фёдор, Чулков Георгий.

 

АКМЕИ́ЗМ («Адамизм») (от греч. άκμη ‑ «пик, максимум, цветение, цветущая пора») ‑ литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России.

Основные принципы акмеизма:

  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  • отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  • обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  • поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  • перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Поэты-акмеисты: Гумилев Николай, Ахматова Анна, Мандельштам Осип, Адамович Георгий, Городецкий Сергей, Зенкевич Михаил, Иванов Георгий, Нарбут Владимир, Арсенова Клара, Гарднер Вадим, Комаровский Василий, Кривич Валентин, Лозинский Михаил, Одоевцева Ирина, Рождественский Всеволод, Цезор Дмитрий, Шилейко Владимир.

 

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum ‑ будущее) ‑ общее название художественных авангардистских движений 1910-х ‑ начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

Основные признаки футуризма:

· бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

· отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

· бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

· поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

· культ техники, индустриальных городов;

· пафос эпатажа.

Поэты-футуристы: Бурлюк Давид, Хлебников Велимир, Каменский Василий, Маяковский Владимир, Крученых Алексей, Северянин Игорь, Игнатьев Иван, Олимпов Константин, Гнедов Василий, Бобров Сергей, Асеев Николай, Третьяков Сергей и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: