Приблизительная схема работы над рецензией

1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите, когда и где вышла книга, ее адресат.

3. Как книга вами читалась.

4. Укажите тему книги, ее главную мысль, как автор раскрывает их в этом произведении.

5. Кто действующие лица, отношение к ним автора. Какое отношение они вызывают у читателя?

6. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими средствами автор достигает выразительности?

7. Ваша общая оценка прочитанного.

8. Что, по вашему мнению, написано хорошо, а что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно; что излишне детализировано, а что недостаточно широко раскрыто?

9. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте пересказом содержание.

10. Хотя бы в самой краткой форме отразите и содержание книги, о чем в ней рассказывается, иначе все ваши оценки и рассуждения окажутся непонятными.

 

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 ‑ 1960) ‑ русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века. Поэзия Пастернака являла пример необычного поэтического языка, чрезвычайной, намеренно неожиданной образности. Написанный им роман «Доктор Живаго» (1956) был опубликован в Италии и отмечен Нобелевской премией, что вызвало нападки на писателя со стороны критики и явилось причиной его исключения из Союза писателей.

 

Задание 59. Прекрасной характеристикой поэтического феномена Б.Л. Пастернака могут служить слова его современницы, поэтессы Анны Ахматовой:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной. Свежий, образный и взволнованный стих всегда поражал ценителей поэтического искусства.

Подготовьтесь к семинару «Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака» по следующим вопросам (советы по подготовке к семинару см. в задании №62):

1. Биография Б. Пастернака

2. Б. Пастернак и футуризм.

3. Сюжет и герои романа «Доктор Живаго».

4. Пермь как прообраз г. Юрятин.

 

& Для справки:

Борис Пастернак провел в Пермской губернии около шести месяцев 1916 г. Здесь он написал несколько известных стихотворений. Пермь стала прообразом города Юрятина ‑ места, где разворачиваются действия романа «Доктор Живаго». Вымышленный Юрятин имеет вполне узнаваемые черты города: исторические места, ландшафт, реки, улицы и дома.

Рекомендуемая литература по теме:

  • http://www.psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/abashev/kniga_1.pdf ‑ Абашеев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. ‑ Пермь, 2000. 404 с. (второе дополненное издание: Пермь, 2008. 496 с.)
  • Абашеев В.В. «Люверс родилась и выросла в Перми…» (место и текст в повести Бориса Пастернака) //Геопанорама русской культуры. Провинция и ее локальные тексты. ‑ М.: Языки славянской культуры, 2004. С.561-592.
  • Абашеев В.В. В поисках Юрятина: Литературные прогулки по Перми. ‑ Пермь, 2005. 256 с. (в соавторстве с А.В. Фирсовой и Т.Н. Масальцевой).
  • Абашеев В.В. Всеволодо-Вильва на перекрестке русской культуры. ‑ СПб., 2008. 304 c. (в соавторстве с Е.Г. Власовой, П.А. Корчагиным, А.В. Фирсовой).
  • Абашеев В.В. Место и текст. Заметки о стихах, написанных во Всеволодо-Вильве // «Любовь пространства…»: Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака. ‑ М.: Языки славянской культуры, 2008. С.43-69.
  • Абашеев В.В. Урал как предчувствие. Заметки о геопоэтике Бориса Пастернака //Вопросы литературы. 2008. №4. С.125-144.
  • http://www.psu.ru/files/docs/personalnye-stranitsy-prepodavatelej/abashev/214_Gorod_Yuryatin.pdf ‑ Абашеев В.В. Пастернаковский город Юрятин: география, семиотика и прагматика романного образа //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Выпуск 8(98). С.121-128.
  • http://cyberleninka.ru/article/n/pasternakovskiy-gorod-yuryatin-geografiya-semiotika-i-pragmatikaromannogo-obraza ‑ Абашеев В.В. Пастернаковский город Юрятин: география, семиотика и прагматика романного образа //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Выпуск 8(98). С.121-128.
  • https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2010&issue=8&article_id=2298 ‑ Абашеев В.В. Пастернаковский город Юрятин: география, семиотика и прагматика романного образа //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Выпуск 8(98). С.121-128.

 

Задание 60. Прочитайте подборку цитат из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». К каждой группы цитат напишите: (1) мотив-символ времени; (2) героя романа, о котором идет речь в цитатах; (3) какое значение имеет данный мотив в судьбе этого героя.

Мотив № 1

1) «Шли и шли и пели вечную память, и когда останавливались, казалось, что её по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновения ветра»

2) «Тело самоубийцы лежало на траве около насыпи. Струйка запекшийся крови резким знаком чернела поперек лба и глаз разбившегося, перечеркивая это лицо словно крестом вымарки. Кровь казалась не его кровью, вытекшею из него, а приставшим посторонним придатком, пластырем или брызгом присохшей грязи, или мокрым березовым листиком.»

3) «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный» – тихим веянием проволакивается по переулку и остается в нем, как будто провели мягким страусовым пером по воздуху, и все качается: венки и встречные, головы лошадей с султанами, отлетающее кадило на цепочке в руках священника, белая земля под ногами».

4) «Его постоянный страх за судьбу своих в случае его смерти охватил его в небывалых размерах. …Чтобы избавить их от будущих страданий и сократить свои собственные, он в неистовстве тоски сам их прикончил. Он зарубил жену и трех детей тем самым топором, которым резал им … из дерева игрушки…»

5) «В нескольких шагах от крыльца, вкось поперек дорожки, упав и уткнувшись головой в сугроб, лежал застрелившийся Павел Павлович. Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови».

6) «Со стола в дверь грубо выдолбленным челном смотрел нижний суживающийся конец гроба, в который упирались ноги покойника. Это был то же стол, на котором прежде писал Юрий Андреевич… Его окружали цветы во множестве…»

 

Мотив № 2

1) «…Юре казалось, что он узнает то место, с которого дорога должна повернуть вправо, а с поворота показаться и через минуту скрыться десятиверстная Кологривовская панорама с блещущей вдали рекой и пробегающей за ней железной дорогой».

2) «В форточки дул теплый ветер с юга, на вокзалах белугой ревели паровозы, и болеющая Лара, лежа в постели, предавалась на досуге далеким воспоминаниям».

3) «…крики Тони, как кричат задавленные с отрезанными конечностями, извлеченные из-под колес вагона».

4) «В это время вагон пришел в движение, но проехав совеем немного по Пресне, остановился… Не обращая внимания на окрики, он (Живаго) прорвался сквозь толчею, ступил со ступеньки стоящего трамвая на мостовую, сделал шаг, другой, третий, рухнул на колени и больше не вставал… Подошла к группе дама в лиловом, постояла, посмотрела на мертвого, послушала разговоры и пошла дальше».

 

Мотив № 3

1) «За окном не было ни дороги, ни кладбища, ни огорода. На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом. Можно было подумать, что буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым впечатлением. Она свистела и завывала и всеми способами старалась привлечь Юрино внимание. С неба оборот за оборотом бесконечными мотками падала на землю белая ткань, обвивая её погребальными пеленами. Вьюга была одна на свете, ничто с ней не соперничало».

2) «Порывы ветра терзали побеги дикого винограда, которыми была увита одна из террас. Ветер как бы хотел вырвать растение целиком, поднимая на воздух, встряхивая на весу и брезгливо кидая вниз, как дырявое рубище».

3) «Шум ветра сливался с шумом ливня, который то отвесно обрушивался на крыши, то под напором изменившегося ветра двигался вдоль улицы, как бы отвоевывая шаг за шагом своими хлещущими потоками».

4) «Над толпой перебегающих по мостовой пассажиров от Никитских ворот ползла, все выше к небу поднимавшаяся, черно-лиловая туча. Надвигалась гроза… Первые крупные капли дождя упали на тротуар, на мостовую, на даму. Порыв пыльного ветра проволокся по деревьям, задевая листьями за листья, стал срывать с дамы шляпу и подворачивать ей юбки и вдруг улегся».

 

Мотив № 4

1) «Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная солнцем, как известью, летела Россия, поля и села, города и степи… Все движения на свете в отдельности были рассчитано-трезвы, а в общей сложности безотчетно пьяны общим потоком жизни, который объединял их. Люди трудились, хлопотали, приводимые в движение механизмом собственных забот».

2) «Все кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло на разбирая куда по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом все по дороге».

3) «Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит не находится, говорит не наговорится».

4) «…И не то чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания».

5) «Молодой лес под насыпью был почти ещё гол, как зимой. Только в почках, которыми он был сплошь засыпан, как воском, завелось что-то лишнее, какой-то непорядок, вроде грязи или припухлости, и этим непорядком и грязью была жизнь, зеленым пламенем листвы охватившая первые, распустившиеся в лесу деревья».

6) «Вагон, проехав совсем немного по Пресне, остановился… он сделал шаг, другой третий, рухнул на камни и больше не вставал… И она пошла вперед, в десятый раз обогнав трамвай и, ничуть того не ведая, обогнала Живаго и пережила его».

 

Мотив № 5

1) «Всходило солнце и землю в парке покрывала длинная, мокрая от росы, петлистая тень деревьев. Тень была не черного, а темно-серого цвета, как промокший войлок. Одуряющее благоухание утра, казалось, исходило именно от этой отсыревшей тени на земле с продолговатыми просветами, похожими на пальцы девочки».

2) «Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого. Земля, воздух, месяц. Звезды скованы вместе, склепаны морозом. В парке поперек аллей лежат отчетливые тени деревьев, кажущиеся выточенными и выпуклыми… крупные звезды синими слюдяными фонарями висят в лесу между ветвями. Мелкими, как летние луга, ромашками усеяно все небо».

3) «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно он пропускал сквозь себя эти столбы света… Тот юношеский образ, который на всю жизнь складывается у каждого…, пробуждался в нем и заставлял природу, лес, вечернюю зарю и все видимое преображаться в такое же первоначальное и всеохватывающее подобие девочки».

 

Мотив № 6

1) «Вот вечерний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в разных местах разной дальности, как бы в знак того. Что пространство все насквозь живое. И эта даль – Россия, его несравненная, за морями нашумевшая. Знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! … Вот это-то и есть Лара».

2) «Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вдруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

3) «Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к концу которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».

 

Мотив № 7

1) «Высший мир обступил Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес, … Тогда Юра верил в Бога этого леса, как в лесничего».

2) «Воскресение в той грубейшей форме, как это утверждается для утешения слабейших, это мне чуждо. И слова Христа о живых и мертвых я понимал всегда по-другому. Где вы разместите эти полчища, набранные по всем тысячелетиям? Для них не хватит вселенной, и Богу, и добру, и смыслу придется убраться из мира. Их задавят в этой животной толчее. … Вот вы опасаетесь, воскресните ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили».

3) «В недавнем бреду он укорял небо в безучастии, а небо всей ширью опускалось к его постели, и две большие, белые до плеч, женские руки протягивались к нему».

 

Мотив № 8

1) «Они проезжали по Камергескому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, … «Свеча горела на столе, свеча горела…» – шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося…»

2) «Россия … видится …на глазах у всего мира вдруг запылавшей свечой искупления за все бездолье и грехи человечества».

3) «Могла ли она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с улицы, и обратил на эту свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, … пошло в жизнь его предназначение».

 

Мотив № 9

1) «Она росла на горке над низким топким кочкарником и протягивала ввысь, к самому небу, в темный свинец предзимнего ненастья, плоско расширяющиеся щитки своих твердых разодевшихся ягод».

2) «Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспоминал большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным движением рябина осыпала его снегом с головы до ног».

3) «Снег под его левым виском сбился красным комком, вымокши в луже натекшей крови. Мелкие, в строну брызнувшие, капли крови скатались со снегом в красные шарики, похожие на ягоды мерзлой рябины».

 

Мотив № 10

1) «Вначале он не мог ни во что вглядеться и ничего не увидел. Но через минуту расслышал ослабленное расстоянием протяжное утробно-скулящее завывание и тогда заметил на краю поляны за оврагом четыре вытянутые тени, размером не больше маленькой черточки».

2) «– Слышишь? Собака воет. Даже две. Ах, как страшно, какая дурная примета! Как-нибудь дотерпим до утра, и едем, едем. Ни минуты тут дольше не останусь».

 

Задание 61. Прочитайте следующие отрывки прозы и поэзии из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», у каждой пары текстов определите тему или проблему, важную для автора.

№ пп Проза (роман «Доктор Живаго») Поэзия (Гл 17. «Стихи Юрия Живаго»)
1 Ч.3, гл.10 ‑ «Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. "Свеча горела на столе. Свеча горела..." ‑ шептал Юра про себя начало чего-то смутного неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой, без принуждения…» Стих. 15 «Зимняя ночь» Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.
2 Ч. 12, гл. 9 – «Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног...» Стих. 17. «Свидание» Деревья и ограды Уходят вдаль, во мглу, Одна средь снегопада Стоишь ты на углу
3 Ч. 9, гл. 7 ‑ «Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы... вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества». Стих 22. «Дурные дни» И темными силами храма Он отдан подонкам на суд, И с пылкостью тою же самой, Как славили прежде, клянут

Задание 62. Прочитайте стихотворение «Гефсиманский сад [25]» из 17 ч. романа «Стихи Юрия Живаго», письменно ответьте на вопросы:

1. Какое средство художественной выразительности и с какой целью применил автор в строках «Мерцаньем звезд далеких безразлично //Был поворот дороги озарен»?

2. Как вы понимаете строки «Седые серебристые маслины// Пытались вдаль по воздуху шагнуть»? Какой вид тропа использует здесь автор?

3. Для чего, по мнению автора, Иисус «отказался без противоборства,//Как от вещей, полученных взаймы…»

4. Почему он решил быть «теперь, как смертные, как мы»?

5. В каких строках, по-вашему, выражена главная мысль?

6. Какую мысль Пастернак хотел подчеркнуть в последней строфе?

7. Что объединяет отрывки из ч. 11. гл. 4 в прозе  и стихотворение «Гефсиманский сад»? Как соотносятся проза и стихи в романе?

ГЕФСИМАНСКИЙ САД

Мерцаньем звезд далеких безразлично

Был поворот дороги озарен.

Дорога шла вокруг горы Масличной,

Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.

За нею начинался Млечный путь.

Седые серебристые маслины

Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.

Учеников оставив за стеной,

Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,

Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия.

Простор вселенной был необитаем,

И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,

Пустые, без начала и конца,

Чтоб эта чаша смерти миновала,

В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,

Он вышел за ограду. На земле

Ученики, осиленные дремой,

Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил

Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.

Час Сына Человеческого пробил.

Он в руки грешников себя предаст».

И лишь сказал, неведомо откуда

Толпа рабов и скопище бродяг,

Огни, мечи и впереди - Иуда

С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам

И ухо одному из них отсек.

Но слышит: «Спор нельзя решать железом,

Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов

Отец не снарядил бы мне сюда?

И, волоска тогда на мне не тронув,

Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: